В эпоху колоссальных технологических и социальных перемен наиболее ценной технологией для глубокого мышления остаются спиральный блокнот и время, проведенное наедине с собственными мыслями. Эта простая аналоговая система оказывается эффективнее сложных цифровых инструментов, когда речь заходит о подлинном новаторстве и генерации уникальных идей.

Писатель Кэл Ньюпорт в своем эссе вводит понятие «долгого мышления». Он утверждает, что основная проблема интеллектуального труда сегодня заключается не в нехватке технологий, а в избытке цифровых отвлекающих факторов, которые не оставляют времени для полноценной работы мозга. «Долгое мышление» — это процесс медленного извлечения нового понимания через сфокусированное внимание, приносящий уникальное человеческое удовлетворение.
Для выхода из-под влияния «восторженного шума» вокруг искусственного интеллекта Ньюпорт предлагает простой метод. «Возьмите блокнот и отправляйтесь в живописное место, чтобы поработать над сложной проблемой. Дайте себе достаточно времени, и восторженный гул о мире ИИ-агентов и сверхзаряженной продуктивности рассеется до тихого жужжания». Этот подход позволяет достичь глубины осмысления, недоступной алгоритмам.
Ньюпорт подчеркивает, что «инновации и идеи, рожденные в результате такого долгого мышления, глубже и более подрывные, чем искусственно-бодрые маркированные списки чат-бота». Процесс борьбы с собственным разумом и фиксация этой борьбы на бумаге — это акт, который лежит в основе настоящего творческого прорыва, создавая нечто принципиально новое, а не перекомпоновку существующего.
Эта идея сохранения ценного в мире перемен перекликается с деятельностью ученых и архивистов, описанной в статье «Строители ковчегов, спасающие хрупкие части нашего мира». Подобно библейскому Ною, эти специалисты пытаются сохранить то, что находится под угрозой исчезновения: они бурят ледники для извлечения древних ледяных кернов, кодируют человеческие языки на металлических дисках для отправки в космос и замораживают клетки вымирающих видов.
В статье отмечается: «Эти новые Нои ставят глубокие вопросы о том, что человечество считает достойным сохранения — и как сохранить что-то для далекого будущего, которое мы не можем себе представить». Их работа по спасению физических артефактов мира является метафорой необходимости сохранения и нематериальных ценностей, таких как способность к глубокому, независимому мышлению.
Беспокойство по поводу доминирования технологий выражает и писатель Эй Джей Джейкобс в своей статье «48 часов без ИИ». После эксперимента он приходит к выводу: «Я чувствую себя немного встревоженным тем, насколько распространен ИИ. Мне бы хотелось больше прозрачности. Кажется важным знать, когда изображение или электронное письмо сгенерировано ИИ. И мне бы хотелось большего контроля над алгоритмами, которые влияют на мою жизнь».
Практический метод для запуска творческого процесса, свободного от преждевременной критики, предлагает писатель Джон Макфи. Он описывает начальный этап своей работы как «швыряние грязи в стену». Цель — свободно генерировать материал, не подвергая его немедленной оценке. Это позволяет обмануть так называемую «сеть пассивного режима работы мозга» (DMN), отвечающую за генерацию идей, и заставить ее производить осязаемый результат.
Ключевым моментом в методе Макфи является отсрочка включения «сети исполнительного контроля» (ECN) мозга. Эта сеть отвечает за критику и анализ, и ее преждевременная активация подавляет творческий импульс. Позволяя DMN работать без «обвинения» со стороны ECN, можно накопить достаточно сырого материала, из которого впоследствии и рождается структурированное и глубокое произведение.

Изображение носит иллюстративный характер
Писатель Кэл Ньюпорт в своем эссе вводит понятие «долгого мышления». Он утверждает, что основная проблема интеллектуального труда сегодня заключается не в нехватке технологий, а в избытке цифровых отвлекающих факторов, которые не оставляют времени для полноценной работы мозга. «Долгое мышление» — это процесс медленного извлечения нового понимания через сфокусированное внимание, приносящий уникальное человеческое удовлетворение.
Для выхода из-под влияния «восторженного шума» вокруг искусственного интеллекта Ньюпорт предлагает простой метод. «Возьмите блокнот и отправляйтесь в живописное место, чтобы поработать над сложной проблемой. Дайте себе достаточно времени, и восторженный гул о мире ИИ-агентов и сверхзаряженной продуктивности рассеется до тихого жужжания». Этот подход позволяет достичь глубины осмысления, недоступной алгоритмам.
Ньюпорт подчеркивает, что «инновации и идеи, рожденные в результате такого долгого мышления, глубже и более подрывные, чем искусственно-бодрые маркированные списки чат-бота». Процесс борьбы с собственным разумом и фиксация этой борьбы на бумаге — это акт, который лежит в основе настоящего творческого прорыва, создавая нечто принципиально новое, а не перекомпоновку существующего.
Эта идея сохранения ценного в мире перемен перекликается с деятельностью ученых и архивистов, описанной в статье «Строители ковчегов, спасающие хрупкие части нашего мира». Подобно библейскому Ною, эти специалисты пытаются сохранить то, что находится под угрозой исчезновения: они бурят ледники для извлечения древних ледяных кернов, кодируют человеческие языки на металлических дисках для отправки в космос и замораживают клетки вымирающих видов.
В статье отмечается: «Эти новые Нои ставят глубокие вопросы о том, что человечество считает достойным сохранения — и как сохранить что-то для далекого будущего, которое мы не можем себе представить». Их работа по спасению физических артефактов мира является метафорой необходимости сохранения и нематериальных ценностей, таких как способность к глубокому, независимому мышлению.
Беспокойство по поводу доминирования технологий выражает и писатель Эй Джей Джейкобс в своей статье «48 часов без ИИ». После эксперимента он приходит к выводу: «Я чувствую себя немного встревоженным тем, насколько распространен ИИ. Мне бы хотелось больше прозрачности. Кажется важным знать, когда изображение или электронное письмо сгенерировано ИИ. И мне бы хотелось большего контроля над алгоритмами, которые влияют на мою жизнь».
Практический метод для запуска творческого процесса, свободного от преждевременной критики, предлагает писатель Джон Макфи. Он описывает начальный этап своей работы как «швыряние грязи в стену». Цель — свободно генерировать материал, не подвергая его немедленной оценке. Это позволяет обмануть так называемую «сеть пассивного режима работы мозга» (DMN), отвечающую за генерацию идей, и заставить ее производить осязаемый результат.
Ключевым моментом в методе Макфи является отсрочка включения «сети исполнительного контроля» (ECN) мозга. Эта сеть отвечает за критику и анализ, и ее преждевременная активация подавляет творческий импульс. Позволяя DMN работать без «обвинения» со стороны ECN, можно накопить достаточно сырого материала, из которого впоследствии и рождается структурированное и глубокое произведение.