Диатреты, также известные как кубки-клетки или сетчатые кубки — это вершина римского стеклоделия IV века нашей эры. Эти роскошные сосуды представляют собой два тончайших концентрических слоя, вырезанных из цельного блока стекла: внутренний стакан заключен во внешнюю ажурную сетку или геометрический каркас. Несмотря на невероятную легкость, некоторые из них сохранились до наших дней, хотя на создание одного такого изделия уходили месяцы, а иногда и годы.

Более 250 лет экспертов интриговали не только сложность этих артефактов, но и выгравированные на них абстрактные символы: кресты, ромбы, листья и другие фигуры. Долгое время считалось, что они носят исключительно декоративный характер. Однако двухлетнее исследование историка искусств Хэлли Мередит из Университета штата Вашингтон полностью опровергло эту теорию.
Мередит, обладающая уникальной двойной экспертизой как историк и практикующий стеклодув, пришла к выводу, что эти символы представляют собой сложную систему визуального языка. Она проанализировала следы инструментов и незаконченные фрагменты, обнаружив доказательства совместной работы целых команд, включавших полировщиков, граверов и их учеников.
Её практический опыт позволил увидеть то, что ускользало от внимания других исследователей. «Поскольку я сама ремесленник, мне постоянно хотелось перевернуть вещь. Когда это делаешь, появляются узоры, которые все остальные буквально вырезали из кадра при фотографировании», — объясняет Мередит. Такой подход выявил закономерности, указывающие на организованный производственный процесс.
Ключевой вывод исследования заключается в том, что загадочные знаки не были личными подписями одного мастера. «Это были не личные автографы. Это был античный эквивалент бренда», — утверждает Мередит. Символы служили опознавательным знаком целой мастерской, гарантируя качество и указывая на коллективное авторство команды ремесленников. Эта система визуального брендинга активно использовалась в IV-VI веках нашей эры.
Важным моментом в исследовании стало изучение конкретного римского кубка-клетки из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, которое Мередит провела в 2023 году. На этом артефакте, помимо крестов, ромбов и листьев, присутствует латинская надпись с пожеланием долгой жизни его владельцу.
Данное открытие кардинально меняет исторический фокус. Вместо того чтобы концентрироваться исключительно на элитах, владевших этими предметами роскоши, исследование проливает свет на культуру и организацию труда самих ремесленников. Оно доказывает, что их производственные процессы были гораздо более сложными и совместными, чем принято было считать.
«Сложилась статичная картина о людях, которые выполняют работу. Мы предполагаем, что понимаем их, потому что фокусируемся на элитах. Но когда все доказательства собраны воедино, оказывается, что об этих ремесленниках известно гораздо больше, чем считалось ранее», — заключает Мередит в своих недавно опубликованных работах.

Изображение носит иллюстративный характер
Более 250 лет экспертов интриговали не только сложность этих артефактов, но и выгравированные на них абстрактные символы: кресты, ромбы, листья и другие фигуры. Долгое время считалось, что они носят исключительно декоративный характер. Однако двухлетнее исследование историка искусств Хэлли Мередит из Университета штата Вашингтон полностью опровергло эту теорию.
Мередит, обладающая уникальной двойной экспертизой как историк и практикующий стеклодув, пришла к выводу, что эти символы представляют собой сложную систему визуального языка. Она проанализировала следы инструментов и незаконченные фрагменты, обнаружив доказательства совместной работы целых команд, включавших полировщиков, граверов и их учеников.
Её практический опыт позволил увидеть то, что ускользало от внимания других исследователей. «Поскольку я сама ремесленник, мне постоянно хотелось перевернуть вещь. Когда это делаешь, появляются узоры, которые все остальные буквально вырезали из кадра при фотографировании», — объясняет Мередит. Такой подход выявил закономерности, указывающие на организованный производственный процесс.
Ключевой вывод исследования заключается в том, что загадочные знаки не были личными подписями одного мастера. «Это были не личные автографы. Это был античный эквивалент бренда», — утверждает Мередит. Символы служили опознавательным знаком целой мастерской, гарантируя качество и указывая на коллективное авторство команды ремесленников. Эта система визуального брендинга активно использовалась в IV-VI веках нашей эры.
Важным моментом в исследовании стало изучение конкретного римского кубка-клетки из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, которое Мередит провела в 2023 году. На этом артефакте, помимо крестов, ромбов и листьев, присутствует латинская надпись с пожеланием долгой жизни его владельцу.
Данное открытие кардинально меняет исторический фокус. Вместо того чтобы концентрироваться исключительно на элитах, владевших этими предметами роскоши, исследование проливает свет на культуру и организацию труда самих ремесленников. Оно доказывает, что их производственные процессы были гораздо более сложными и совместными, чем принято было считать.
«Сложилась статичная картина о людях, которые выполняют работу. Мы предполагаем, что понимаем их, потому что фокусируемся на элитах. Но когда все доказательства собраны воедино, оказывается, что об этих ремесленниках известно гораздо больше, чем считалось ранее», — заключает Мередит в своих недавно опубликованных работах.