В середине XX века научное сообщество расколол фундаментальный вопрос: могут ли насекомые, в частности пчелы, обладать настоящим языком и передавать сложную информацию с помощью движений? Этот спор превратился в многолетнее противостояние двух ученых с кардинально разными взглядами на природу поведения животных.

Сторонником теории о языке пчел был австрийский этолог Карл фон Фриш. Начиная с 1910-х годов, он проводил простые наблюдательные эксперименты, нанося на пчел метки краской и размещая кормушки на разных расстояниях от улья. Фон Фриш обнаружил два различных танца: круговой танец для источников пищи, расположенных близко, и «виляющий танец» для более удаленных. Он пришел к выводу, что смена танца является способом сообщить точное расстояние до пыльцы.
Методология фон Фриша, как отмечает историк Тани Мунц, основывалась на простоте и отказе от сложных инструментов там, где это возможно. Ярким примером его подхода служит ранний эксперимент с сомом. Чтобы доказать, что рыба реагирует на звук, фон Фриш удалил ей глаза и научил ассоциировать свист с получением корма, исключив таким образом зрительные стимулы.
Главным скептиком теории фон Фриша стал американский ученый Эдриан Веннер. Его научное мировоззрение было «механистическим и скиннеровским». Веннер утверждал, что поведение пчел — это не язык, а простая реакция на стимулы. По его мнению, пчелы находят пищу, ориентируясь на запах или дым, а не на абстрактную информацию, закодированную в танце.
В своей работе Веннер, специалист в области электроники и математики, опирался на сложные инструменты: звукозапись, фотографию и комплексный статистический анализ. В 1960-х годах он окончательно порвал с теорией фон Фриша, положив начало многолетней научной вражде.
Историк Тани Мунц, анализируя этот конфликт, задается вопросом, «почему пчелы разговаривали с фон Фришем, но только танцевали для Веннера». Противостояние обнажило фундаментальные различия в научных подходах. Веннер обвинял фон Фриша в «неоправданном очеловечивании пчел», что перекликалось с опасениями ранних критиков, считавших, что «отрицать уникальность человеческого языка — значит отрицать уникальность самого человека».
По мнению Мунц, «возможно, самым непреодолимым различием» между учеными был эволюционный взгляд фон Фриша. Он верил, что сложное поведение обязательно должно иметь адаптивную функцию, в то время как Веннер рассматривал его через призму простого стимула и реакции.
Разрешение спора наступило в 1970-х годах благодаря экспериментам Джеймса Гулда и его коллег. Они применили метод, поразительно напоминающий эксперимент фон Фриша с сомом: исследователи закрасили глаза некоторым пчелам черной краской.
Результаты показали, что пчелы используют для навигации как обонятельные сигналы, так и информацию, полученную из танца. Это привело Гулда к окончательному выводу, что виляющий танец действительно является формой сложной коммуникации.
В 1975 году Джеймс Гулд подвел итог десятилетиям споров: «Особенно в этологии трудно избежать бесплодных крайностей ослепляющего скептицизма и парализующего романтизма». Его работа сформировала новый научный консенсус, признающий правоту обеих сторон, но подтверждающий наличие у пчел символического языка.
Наблюдения за танцами пчел имеют гораздо более древнюю историю. Еще Аристотель в своем труде «История животных» отмечал, что пчелы по возвращении в улей «тряслись или танцевали». Этот факт породил среди классицистов и ученых дебаты о том, не предвосхитил ли древнегреческий философ открытие фон Фриша на тысячелетия.
Связь человека и пчелы выходит за рамки науки. Статья Коллин Инглиш «Рассказывая пчелам», опубликованная 5 сентября 2018 года, описывает обычай, существовавший в Новой Англии в XIX веке. Считалось абсолютно необходимым подойти к ульям и шепотом сообщить пчелам о смерти близкого человека в семье.

Изображение носит иллюстративный характер
Сторонником теории о языке пчел был австрийский этолог Карл фон Фриш. Начиная с 1910-х годов, он проводил простые наблюдательные эксперименты, нанося на пчел метки краской и размещая кормушки на разных расстояниях от улья. Фон Фриш обнаружил два различных танца: круговой танец для источников пищи, расположенных близко, и «виляющий танец» для более удаленных. Он пришел к выводу, что смена танца является способом сообщить точное расстояние до пыльцы.
Методология фон Фриша, как отмечает историк Тани Мунц, основывалась на простоте и отказе от сложных инструментов там, где это возможно. Ярким примером его подхода служит ранний эксперимент с сомом. Чтобы доказать, что рыба реагирует на звук, фон Фриш удалил ей глаза и научил ассоциировать свист с получением корма, исключив таким образом зрительные стимулы.
Главным скептиком теории фон Фриша стал американский ученый Эдриан Веннер. Его научное мировоззрение было «механистическим и скиннеровским». Веннер утверждал, что поведение пчел — это не язык, а простая реакция на стимулы. По его мнению, пчелы находят пищу, ориентируясь на запах или дым, а не на абстрактную информацию, закодированную в танце.
В своей работе Веннер, специалист в области электроники и математики, опирался на сложные инструменты: звукозапись, фотографию и комплексный статистический анализ. В 1960-х годах он окончательно порвал с теорией фон Фриша, положив начало многолетней научной вражде.
Историк Тани Мунц, анализируя этот конфликт, задается вопросом, «почему пчелы разговаривали с фон Фришем, но только танцевали для Веннера». Противостояние обнажило фундаментальные различия в научных подходах. Веннер обвинял фон Фриша в «неоправданном очеловечивании пчел», что перекликалось с опасениями ранних критиков, считавших, что «отрицать уникальность человеческого языка — значит отрицать уникальность самого человека».
По мнению Мунц, «возможно, самым непреодолимым различием» между учеными был эволюционный взгляд фон Фриша. Он верил, что сложное поведение обязательно должно иметь адаптивную функцию, в то время как Веннер рассматривал его через призму простого стимула и реакции.
Разрешение спора наступило в 1970-х годах благодаря экспериментам Джеймса Гулда и его коллег. Они применили метод, поразительно напоминающий эксперимент фон Фриша с сомом: исследователи закрасили глаза некоторым пчелам черной краской.
Результаты показали, что пчелы используют для навигации как обонятельные сигналы, так и информацию, полученную из танца. Это привело Гулда к окончательному выводу, что виляющий танец действительно является формой сложной коммуникации.
В 1975 году Джеймс Гулд подвел итог десятилетиям споров: «Особенно в этологии трудно избежать бесплодных крайностей ослепляющего скептицизма и парализующего романтизма». Его работа сформировала новый научный консенсус, признающий правоту обеих сторон, но подтверждающий наличие у пчел символического языка.
Наблюдения за танцами пчел имеют гораздо более древнюю историю. Еще Аристотель в своем труде «История животных» отмечал, что пчелы по возвращении в улей «тряслись или танцевали». Этот факт породил среди классицистов и ученых дебаты о том, не предвосхитил ли древнегреческий философ открытие фон Фриша на тысячелетия.
Связь человека и пчелы выходит за рамки науки. Статья Коллин Инглиш «Рассказывая пчелам», опубликованная 5 сентября 2018 года, описывает обычай, существовавший в Новой Англии в XIX веке. Считалось абсолютно необходимым подойти к ульям и шепотом сообщить пчелам о смерти близкого человека в семье.