Киберпространство, как концепция, прошло путь от модной приставки «кибер» в 1960-х годах до фундаментальной основы современного цифрового мира. Изначально, в искусстве 1960-х, термин «киберпространство» отражал идею «нового» пространства, а не конкретной технологии. Проект Cybersyn в Чили 1970-х стал одной из первых попыток государственного управления экономикой через кибернетические системы, предвосхитив использование больших данных. В литературе 1980-х, Уильям Гибсон дал «киберпространству» более четкое определение как интерактивной глобальной сети. Развитие киберпространства рассматривали как социальное взаимодействие, а не только техническое устройство.
Ключевым элементом киберпространства является гипертекст, чьи корни уходят в начало XX века. Поль Отле предвидел организацию информации в виде картотек, классифицированных по УДК, создавая подобие поисковой системы. Ванневар Буш, разработал концепцию Memex, как персональной базы знаний с ассоциативной навигацией. Дж. К. Р. Ликлайдер подчеркивал значение компьютеров, как средства коммуникации, а не просто вычислительных машин, и был одним из создателей ARPANET. Дуглас Энгельбарт создал технологию гиперссылок и интерфейс «мышь», а Теодор Нельсон, с проектом Xanadu, создал идею гиперпространства, доступного из любой точки мира, с возможностью редактирования и сравнения разных версий документов.
Кульминацией развития киберпространства стало создание Всемирной паутины. Тим Бернерс-Ли, используя концепции гипертекста, разработал сеть для обмена информацией между учёными в ЦЕРН. Он создал протокол, браузер и сервер, что позволило распространить идеи по всему миру. Важным шагом стало активное участие стажеров ЦЕРН, таких как Никола Пеллоу, разработавшая браузер для разных платформ. Несмотря на то, что проект Xanadu Нельсона обладал более совершенной концепцией, именно Всемирная паутина Тима Бернерса-Ли, благодаря доступности, получила широкое распространение.
Изображение носит иллюстративный характер
Ключевым элементом киберпространства является гипертекст, чьи корни уходят в начало XX века. Поль Отле предвидел организацию информации в виде картотек, классифицированных по УДК, создавая подобие поисковой системы. Ванневар Буш, разработал концепцию Memex, как персональной базы знаний с ассоциативной навигацией. Дж. К. Р. Ликлайдер подчеркивал значение компьютеров, как средства коммуникации, а не просто вычислительных машин, и был одним из создателей ARPANET. Дуглас Энгельбарт создал технологию гиперссылок и интерфейс «мышь», а Теодор Нельсон, с проектом Xanadu, создал идею гиперпространства, доступного из любой точки мира, с возможностью редактирования и сравнения разных версий документов.
Кульминацией развития киберпространства стало создание Всемирной паутины. Тим Бернерс-Ли, используя концепции гипертекста, разработал сеть для обмена информацией между учёными в ЦЕРН. Он создал протокол, браузер и сервер, что позволило распространить идеи по всему миру. Важным шагом стало активное участие стажеров ЦЕРН, таких как Никола Пеллоу, разработавшая браузер для разных платформ. Несмотря на то, что проект Xanadu Нельсона обладал более совершенной концепцией, именно Всемирная паутина Тима Бернерса-Ли, благодаря доступности, получила широкое распространение.