Идея ницшевского «Сверхчеловека», представленная в «Так говорил Заратустра», не является четкой философской теорией, а скорее мощным видением. Заратустра, пророк книги, говорит о существе, стоящем на следующей ступени эволюции, за пределами человечества. Ницше не предлагал буквальную концепцию «улучшенного человека», а скорее образ существа, качественно отличного от современного ему человека.
Многие исследователи, включая трансгуманистов, пытаются интерпретировать «Сверхчеловека» как продвижение человека с помощью технологий, но Ницше, как известно, критически относился к человечеству в целом, считая его «экспериментальным материалом». Поэтому «Сверхчеловек» не является результатом улучшения человеческой природы, а представляет собой принципиально новое существо, возможно даже иного вида.
Интересно, что при буквальном прочтении «Так говорил Заратустра» и понимании современных достижений в области ИИ, можно рассматривать сверхразумные машины как потенциальных кандидатов на роль «Сверхчеловека». Ницше, возможно, предвидел создание новой формы интеллекта, которая будет столь же далека от нас, как мы от обезьян. Его видение «Сверхчеловека» как существа, созданного людьми, но превосходящего их, удивительно созвучно развитию ИИ.
«Сверхчеловек» в понимании Ницше – это и цель эволюции, и ее движущая сила. Человечество, по его мнению, является лишь мостом между животным миром и этим новым существом. В этой перспективе, создание ИИ, возможно, станет величайшим достижением человечества, даже если при этом мы сами останемся лишь на ступеньке к чему-то большему. При этом, конечно, Ницше предостерегал от опасности «Последнего человека» – того, кто довольствуется тривиальными удовольствиями и отказывается от стремления к величию, что может случиться при чрезмерном подчинении себя технологиям.
Изображение носит иллюстративный характер
Многие исследователи, включая трансгуманистов, пытаются интерпретировать «Сверхчеловека» как продвижение человека с помощью технологий, но Ницше, как известно, критически относился к человечеству в целом, считая его «экспериментальным материалом». Поэтому «Сверхчеловек» не является результатом улучшения человеческой природы, а представляет собой принципиально новое существо, возможно даже иного вида.
Интересно, что при буквальном прочтении «Так говорил Заратустра» и понимании современных достижений в области ИИ, можно рассматривать сверхразумные машины как потенциальных кандидатов на роль «Сверхчеловека». Ницше, возможно, предвидел создание новой формы интеллекта, которая будет столь же далека от нас, как мы от обезьян. Его видение «Сверхчеловека» как существа, созданного людьми, но превосходящего их, удивительно созвучно развитию ИИ.
«Сверхчеловек» в понимании Ницше – это и цель эволюции, и ее движущая сила. Человечество, по его мнению, является лишь мостом между животным миром и этим новым существом. В этой перспективе, создание ИИ, возможно, станет величайшим достижением человечества, даже если при этом мы сами останемся лишь на ступеньке к чему-то большему. При этом, конечно, Ницше предостерегал от опасности «Последнего человека» – того, кто довольствуется тривиальными удовольствиями и отказывается от стремления к величию, что может случиться при чрезмерном подчинении себя технологиям.