Древнеегипетский обелиск, возвышающийся на площади Согласия в Париже, хранит больше секретов, чем предполагалось ранее. Согласно новому исследованию, этот монумент высотой 23 метра, созданный около 3300 лет назад, был не просто архитектурным украшением, а искусным инструментом политической пропаганды фараона Рамсеса II.

Жан-Гийом Олетт-Пельтье, египтолог из Католического института Парижа, получил уникальную возможность изучить обелиск вблизи во время реставрационных работ 2021 года. Поднявшись на строительные леса, исследователь обнаружил ранее незамеченные детали иероглифических надписей, которые, по его мнению, были тщательно продуманной политической кампанией.
Особое внимание Олетт-Пельтье привлекли надписи на западной стороне обелиска. Эта сторона была обращена к Нилу, и ее могли видеть знатные египтяне, проплывающие на лодках. Иероглифы содержали послание о том, что Рамсес II «был избран богами, обладал божественной сущностью и имел право править Египтом». Сцена изображает фараона, делающего подношения богу Амону.
По мнению исследователя, эти надписи были адресованы «высокой интеллектуальной элите» и демонстрировались во время важного религиозного праздника Опет. Таким образом, обелиск, установленный в начале правления Рамсеса II около 1279 года до н. э., служил не только религиозным, но и политическим целям.
Особенно интересной находкой стали две строки иероглифов, которые можно прочитать в разных направлениях, получая при этом различные смысловые оттенки. В зависимости от направления чтения, они могли передавать полное тронное имя Рамсеса II или указывать на его вечную жизнь.
Ранее было известно, что на обелиске присутствуют иероглифы, рассказывающие о Рамсесе II, упоминания главного бога Фив/Луксора Амона (Амона-Ра) и бога Гора, сына Осириса и Исиды. Однако новое исследование предполагает более сложную систему коммуникации, встроенную в монумент.
Стоит отметить, что не все эксперты согласны с интерпретацией Олетт-Пельтье. Филип Татерка, профессор египтологии из Института средиземноморских и восточных культур Польской академии наук, выразил сомнения в том, что надписи могли быть видны знати на лодках из-за значительного расстояния. Другие ученые также призывают к осторожности в оценке новых выводов.
Исследование Олетт-Пельтье будет опубликовано в журнале Égypte Nilotique et Méditerranéenne (ENiM) на французском языке, после чего научное сообщество сможет более детально оценить его выводы.
Обелиск, перевезенный во Францию в 1830 году в качестве подарка от османского султана, контролировавшего в то время Египет, продолжает раскрывать свои тайны спустя тысячелетия после создания. Этот монумент не только свидетельствует о величии древнеегипетской цивилизации, но и демонстрирует, как правители древности использовали архитектуру и искусство для укрепления своей власти и распространения идеологических посланий.

Изображение носит иллюстративный характер
Жан-Гийом Олетт-Пельтье, египтолог из Католического института Парижа, получил уникальную возможность изучить обелиск вблизи во время реставрационных работ 2021 года. Поднявшись на строительные леса, исследователь обнаружил ранее незамеченные детали иероглифических надписей, которые, по его мнению, были тщательно продуманной политической кампанией.
Особое внимание Олетт-Пельтье привлекли надписи на западной стороне обелиска. Эта сторона была обращена к Нилу, и ее могли видеть знатные египтяне, проплывающие на лодках. Иероглифы содержали послание о том, что Рамсес II «был избран богами, обладал божественной сущностью и имел право править Египтом». Сцена изображает фараона, делающего подношения богу Амону.
По мнению исследователя, эти надписи были адресованы «высокой интеллектуальной элите» и демонстрировались во время важного религиозного праздника Опет. Таким образом, обелиск, установленный в начале правления Рамсеса II около 1279 года до н. э., служил не только религиозным, но и политическим целям.
Особенно интересной находкой стали две строки иероглифов, которые можно прочитать в разных направлениях, получая при этом различные смысловые оттенки. В зависимости от направления чтения, они могли передавать полное тронное имя Рамсеса II или указывать на его вечную жизнь.
Ранее было известно, что на обелиске присутствуют иероглифы, рассказывающие о Рамсесе II, упоминания главного бога Фив/Луксора Амона (Амона-Ра) и бога Гора, сына Осириса и Исиды. Однако новое исследование предполагает более сложную систему коммуникации, встроенную в монумент.
Стоит отметить, что не все эксперты согласны с интерпретацией Олетт-Пельтье. Филип Татерка, профессор египтологии из Института средиземноморских и восточных культур Польской академии наук, выразил сомнения в том, что надписи могли быть видны знати на лодках из-за значительного расстояния. Другие ученые также призывают к осторожности в оценке новых выводов.
Исследование Олетт-Пельтье будет опубликовано в журнале Égypte Nilotique et Méditerranéenne (ENiM) на французском языке, после чего научное сообщество сможет более детально оценить его выводы.
Обелиск, перевезенный во Францию в 1830 году в качестве подарка от османского султана, контролировавшего в то время Египет, продолжает раскрывать свои тайны спустя тысячелетия после создания. Этот монумент не только свидетельствует о величии древнеегипетской цивилизации, но и демонстрирует, как правители древности использовали архитектуру и искусство для укрепления своей власти и распространения идеологических посланий.