Ssylka

Радар против угрозы: как морское наблюдение защищает исчезающих китов

Трафик малых судов в мировых портах стремительно растёт, что усиливает угрозу для уязвимых видов морских млекопитающих. Особенно остро эта проблема проявляется в местах кормления и миграции китов, где сталкиваются пути судов и маршруты животных. В 2020 году исследование организации ProtectedSeas показало, что малые суда составляют 34% всего движения в таких оживлённых акваториях, как залив Сан-Франциско. Несмотря на такой масштаб, эти суда зачастую остаются вне поля зрения существующих систем контроля.
Радар против угрозы: как морское наблюдение защищает исчезающих китов
Изображение носит иллюстративный характер

Большие коммерческие суда обязаны использовать систему автоматической идентификации (AIS), что позволяет отслеживать их скорость и маршрут. Однако малые суда редко оснащаются AIS, что осложняет контроль за соблюдением скоростных ограничений и увеличивает риск столкновений с китами. Особенно остро проблема стоит для североатлантических китов, численность которых сегодня не превышает 370 особей. Их сезонные места обитания вдоль восточного побережья США требуют особого внимания и защиты.

Новое исследование ProtectedSeas, опубликованное в журнале Sensors, впервые доказало, что морской радар способен с высокой точностью определять скорость малых судов и фиксировать нарушения скоростного режима. Команда под руководством Саманты Кинг, старшего научного сотрудника и руководителя программы Marine Monitor (M2), проанализировала данные 3 097 траекторий судов в десяти различных локациях, сравнив показания радара и AIS. Результаты показали: скорость судна, определённая с помощью радара системы M2, отличается от данных AIS менее чем на 1,8 узла с 95% вероятностью.

По словам Саманты Кинг, «радар — это широко доступный инструмент, который может использоваться для наблюдения не только исследователями, но и государственными структурами и службами охраны ресурсов. Точность, подтверждённая нашим исследованием, позволяет уверенно применять радары для контроля за скоростью судов».

Эффективность такого мониторинга имеет ключевое значение для соблюдения ограничений скорости, которые вводятся для защиты китов. В местах сезонного скопления североатлантических китов внедрение радарных систем способно значительно снизить риск фатальных столкновений, что критически важно для сохранения этого исчезающего вида.

Брендан Тауэр, сооснователь программы M2 и соавтор исследования, отмечает: «Это исследование подтверждает: морской радар, подобно дорожным радарам, может отслеживать скорость малых судов, даже если они не оборудованы AIS. Такая технология становится эффективным инструментом для контроля и соблюдения скоростных ограничений, что крайне важно для защиты популяций китов».

В отличие от других методов наблюдения, морской радар не требует установки дополнительного оборудования на судах, что делает его применимым для широкой аудитории и в разнообразных условиях. Современные системы, такие как M2, позволяют в режиме реального времени фиксировать скорость судов, что упрощает выявление и документирование нарушений.

Использование радарных технологий открывает новые перспективы для природоохранных программ, позволяя точнее выявлять проблемные зоны и оперативно реагировать на нарушения. Для таких уникальных и уязвимых видов, как североатлантический кит, внедрение подобных систем может стать решающим фактором в борьбе за выживание.

Технологические решения, основанные на морском радаре, способны восполнить пробелы в мониторинге и вывести контроль за скоростью судов на новый уровень. Это даёт надежду на снижение числа гибелей китов и сохранение биоразнообразия в морских экосистемах.


Новое на сайте

18883Четыреста колец в туманности эмбрион раскрыли тридцатилетнюю тайну звездной эволюции 18882Телескоп Джеймс Уэбб раскрыл тайны сверхэффективной звездной фабрики стрелец B2 18881Математический анализ истинного количества сквозных отверстий в человеческом теле 18880Почему даже элитные суперраспознаватели проваливают тесты на выявление дипфейков без... 18879Шесть легендарных древних городов и столиц империй, местоположение которых до сих пор... 18878Обзор самых необычных медицинских диагнозов и клинических случаев 2025 года 18877Критическая уязвимость CVE-2025-14847 в MongoDB открывает удаленный доступ к памяти... 18876Научное обоснование классификации солнца как желтого карлика класса G2V 18875Как безграничная преданность горным гориллам привела Дайан Фосси к жестокой гибели? 18874Новый родственник спинозавра из Таиланда меняет представления об эволюции хищников Азии 18873Как новая электрохимическая технология позволяет удвоить добычу водорода и снизить... 18872Могут ли ледяные гиганты Уран и Нептун на самом деле оказаться каменными? 18871Внедрение вредоносного кода в расширение Trust Wallet привело к хищению 7 миллионов... 18870Проверка клинического мышления на основе редких медицинских случаев 2025 года 18869Реконструкция черепа возрастом 1,5 миллиона лет меняет представление об эволюции Homo...