Вопрос возвращения образцов с Меркурия и Венеры сегодня стоит перед наукой особенно остро. На 56-й Лунно-планетной научной конференции исследователи из Калифорнийского технологического института (Caltech), включая аспиранта Тенга И (Тони) Япа, представили детальную дорожную карту для получения первых в истории образцов с этих планет.

В отличие от Марса и астероидов, ни один метеорит с Меркурия или Венеры никогда не был найден на Земле. Все известные метеориты происходят из главного пояса астероидов, с Марса или из пояса Койпера. Это оставляет огромный пробел в знаниях о составе внутренней части Солнечной системы, где формировались Земля и остальные планеты около 4,6 миллиарда лет назад.
Отсутствие материалов с Меркурия и Венеры не позволяет точно определить, из чего складывались планеты в первые эпохи их существования. В статье, опубликованной Universe Today, Тони Яп объясняет: «Текущие смеси метеоритов не соответствуют составу Земли. Это означает, что мы до сих пор не знаем, из чего была собрана наша планета». Таким образом, образцы с Меркурия и Венеры способны дать ключ к разгадке того, какие строительные блоки легли в основу Земли.
Несмотря на высокую научную ценность миссий, технологические и логистические барьеры чрезвычайно серьезны. Для возвращения образцов с Меркурия потребуется ядерная тепловая двигательная установка — технология, чье появление все еще остается делом будущего. Даже при использовании ядерной тяги вернуть образцы с Венеры пока невозможно: высокая масса планеты и экстремальные условия на поверхности делают посадку и старт практически нерешаемой задачей.
Возможным вариантом для Венеры рассматриваются лаборатории на аэростатах, работающих в облачном слое атмосферы, где условия значительно мягче, чем на поверхности. Подобные «летучие лаборатории» могли бы собирать аэрозольные и минеральные частицы в верхних слоях атмосферы и передавать их на орбиту для последующего возвращения на Землю.
Процесс подготовки каждой миссии занимает десятилетия. Система уровней технологической готовности NASA требует не только лабораторных, но и реальных испытаний, многократных пересмотров и доработок. Для примера: между запуском миссии Mariner 10 к Меркурию в 1975 году и предложением следующей миссии MESSENGER прошло 23 года. MESSENGER был запущен только в 2004 году и вышел на орбиту Меркурия в 2011-м. Сейчас к Меркурию направлен европейский аппарат BepiColombo, а к Венере предлагаются миссии DAVINCI и VERITAS.
Траектории к Меркурию требуют сложных гравитационных маневров: чтобы замедлиться и выйти на орбиту, космический аппарат должен несколько раз облететь планеты, используя их притяжение. Это увеличивает длительность миссии и технические требования к оборудованию.
Даже возвращение одного грамма вещества с Меркурия или Венеры обеспечит прорыв в понимании эволюции планет и происхождения Земли. Сейчас исследователи призывают развивать не только ядерные двигатели и аэростатные лаборатории, но и повышать интерес к внутренним планетам Солнечной системы, чтобы конкурировать с приоритетами исследований внешних планет и Луны.
Планы возвращения образцов с Меркурия и Венеры — это вызов для науки, техники и инженерии. Только сочетание новых технологий, долгосрочного планирования и научного энтузиазма откроет доступ к этим уникальным материалам, способным изменить представления о прошлом всей Солнечной системы.

Изображение носит иллюстративный характер
В отличие от Марса и астероидов, ни один метеорит с Меркурия или Венеры никогда не был найден на Земле. Все известные метеориты происходят из главного пояса астероидов, с Марса или из пояса Койпера. Это оставляет огромный пробел в знаниях о составе внутренней части Солнечной системы, где формировались Земля и остальные планеты около 4,6 миллиарда лет назад.
Отсутствие материалов с Меркурия и Венеры не позволяет точно определить, из чего складывались планеты в первые эпохи их существования. В статье, опубликованной Universe Today, Тони Яп объясняет: «Текущие смеси метеоритов не соответствуют составу Земли. Это означает, что мы до сих пор не знаем, из чего была собрана наша планета». Таким образом, образцы с Меркурия и Венеры способны дать ключ к разгадке того, какие строительные блоки легли в основу Земли.
Несмотря на высокую научную ценность миссий, технологические и логистические барьеры чрезвычайно серьезны. Для возвращения образцов с Меркурия потребуется ядерная тепловая двигательная установка — технология, чье появление все еще остается делом будущего. Даже при использовании ядерной тяги вернуть образцы с Венеры пока невозможно: высокая масса планеты и экстремальные условия на поверхности делают посадку и старт практически нерешаемой задачей.
Возможным вариантом для Венеры рассматриваются лаборатории на аэростатах, работающих в облачном слое атмосферы, где условия значительно мягче, чем на поверхности. Подобные «летучие лаборатории» могли бы собирать аэрозольные и минеральные частицы в верхних слоях атмосферы и передавать их на орбиту для последующего возвращения на Землю.
Процесс подготовки каждой миссии занимает десятилетия. Система уровней технологической готовности NASA требует не только лабораторных, но и реальных испытаний, многократных пересмотров и доработок. Для примера: между запуском миссии Mariner 10 к Меркурию в 1975 году и предложением следующей миссии MESSENGER прошло 23 года. MESSENGER был запущен только в 2004 году и вышел на орбиту Меркурия в 2011-м. Сейчас к Меркурию направлен европейский аппарат BepiColombo, а к Венере предлагаются миссии DAVINCI и VERITAS.
Траектории к Меркурию требуют сложных гравитационных маневров: чтобы замедлиться и выйти на орбиту, космический аппарат должен несколько раз облететь планеты, используя их притяжение. Это увеличивает длительность миссии и технические требования к оборудованию.
Даже возвращение одного грамма вещества с Меркурия или Венеры обеспечит прорыв в понимании эволюции планет и происхождения Земли. Сейчас исследователи призывают развивать не только ядерные двигатели и аэростатные лаборатории, но и повышать интерес к внутренним планетам Солнечной системы, чтобы конкурировать с приоритетами исследований внешних планет и Луны.
Планы возвращения образцов с Меркурия и Венеры — это вызов для науки, техники и инженерии. Только сочетание новых технологий, долгосрочного планирования и научного энтузиазма откроет доступ к этим уникальным материалам, способным изменить представления о прошлом всей Солнечной системы.