Ssylka

Как историческая бронзовая голова Бенина объединяет искусство, колониализм и судьбы личностей?

В апреле 2016 года в лондонском отделении Barclays Bank на Park Lane женщина по имени Фрида забрала из архива тайный артефакт, хранившийся в сейфе на протяжении 63 лет. Объект был извлечён в присутствии трёх мужчин, среди которых арт-дилер Лэнс Энтвистл и два эксперта из аукционного дома Woolley and Wallis, что сразу придало этому моменту особую значимость.
Как историческая бронзовая голова Бенина объединяет искусство, колониализм и судьбы личностей?
Изображение носит иллюстративный характер

Из-под старой кухонной тряпки обнаружилась бронзовая голова с юной внешностью, украшенная ожерельем из бусин и элементом, напоминающим тыкву. Специалисты определили её как раннюю бронзовую голову из Бенина, предположительно изображавшую обу – короля XVI века, отметив почти безупречное состояние и темно-серую патину, сравнимую с произведениями эпохи Возрождения.

Эрнест Оли, покойный арт-дилер, известный под прозвищем «Эрни торговец», собрал внушительную коллекцию, включавшую полинезийские статуи и западноафриканские маски, а бронзовую голову он оставил, повелев не продавать её «до тех пор, пока не наступит ещё один Холокост». Фрида, дочь Эрнеста, ныне пожилая жительница Tooting в Южном Лондоне, сама оказалась связующим звеном между личными семейными трагедиями и историческим наследием, также подчеркнув наследие своего отца, бежавшего еврея Уильяма Оли, активно участвовавшего в лондонской арт-сцене через выставки «Primitive Art» с участием таких мастеров, как Джейкоб Эпштейн, Люсиан Фрейд, Генри Мур, Фрэнсис Бэкон, Дункан Грант и Ванесса Белл.

Лэнс Энтвистл, опытный арт-дилер с более чем 40-летним стажем в торговле племенным искусством, оценил обнаруженную бронзовую голову как «красивую» и «волнующую». Несмотря на отсутствие личных поездок в Нигерию, его связи с Британским музеем, Musée du Quai Branly в Париже и Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке позволяют с уверенностью различать подлинники от подделок. Энтвистл убедил Фриду забрать объект на такси до её дома в Tooting, а впоследствии организовал продажу этой уникальной находки первому проверенному клиенту.

Колониальное прошлое артефакта приобретает особую остроту: Бенинские бронзы, сотни бронзовых и латунных отливок, а также изделия из слоновой кости были вывезены британскими солдатами во время завоевания королевства Бенина в 1897 году на территории современного штата Эдо, Нигерия. Вскоре после этого их выставка в Британском музее перевернула взгляды западной общественности, когда изначально Бенин, представляемый как «City of Blood», стал ассоциироваться с удивительной художественной утончённостью. Аукционные рекорды лишь подчёркивают возрастание их ценности: от продажи головы за £5,500 на Sotheby's в 1953 году (рост с предыдущего рекорда в £780) до £21,000 на Christie's в 1968 году, до рекордной сделки в 2007 году за $4.7 млн и последующей продаже «Ohly head» в 2016 году за £10 млн.

Моральные дилеммы этого наследия ярко отражаются в чувствах Фриды, которая испытывает внутренний конфликт, понимая, что артефакт, добытый в условиях колониального грабежа, не должен оставаться чуждым родине. Одни владельцы, как доктор Марк Уокер из Уэльса, уже возвращают подобные объекты своим странам, другие же продолжают держаться за наследство, испытывая сомнения, как это демонстрирует мнение пожилой лондонской жительницы по поводу унаследованных бронзовых «пророческих птиц».

Личные воспоминания Фриды переплетаются с семейными тайнами: её отец Эрнест внимательно вел бухгалтерские записи, например, фиксируя покупку «Бенинской бронзовой головы... Дек 51, £230» в Glendining's, что по современным меркам эквивалентно свыше £7,000. Фрида также рассказала о том, как её отец отказывался обсуждать еврейское происхождение, и о собственных открытиях, связанных с родственниками, погибшими в нацистских концентрационных лагерях. Некоторые считают, что если бы Эрнест продал голову при жизни, сложившаяся моральная дилемма могла бы быть решена иначе.

Одновременно с этим Лэнс Энтвистл готовит книгу Loot; Britain and the Benin Bronzes, выход которой запланирован на 1 апреля, что вновь подчеркивает актуальность вопросов реституции культурного наследия и непреодолимые противоречия между богатой историей артефактов и их темным колониальным прошлым.


Новое на сайте