В вымышленной галактике пилоты используют гиперпространство, позволяющее перемещаться между звёздными системами за считанные часы или дни благодаря специальным гипердвигателям, как в примере дерзкого прыжка на «Тысячелетнем соколе» Хана Соло и Чубакки. Этот художественный приём, нарушающий натуру законов физики, служит источником идей для будущих космических двигателей.

Современная наука утверждает, что достижение скорости света (примерно 300 000 км/с) невозможно из-за бесконечных энергетических затрат. Человеческие аппараты, достигшие лишь 0,06% этой скорости, потребовали бы порядка 6 600 лет, чтобы добраться до ближайшей звезды, Проксимы Центавра b, находящейся на расстоянии 4,24 световых года. При движении со скоростью 10% от скорости света путь можно сократить до 40 лет.
Инженер Скотт Бейли из Virginia Tech выдвигает гипотезу, что использование ядерной энергии способно обеспечить движение космического корабля с 10%-ной скоростью от света, хотя разработка такой технологии может потребовать тысячелетий.
Альтернативой ядерной энергии рассматривается управляемый синтез, при котором энергия выделяется при слиянии атомных ядер. Астроном из University of Maryland в College Park, Коул Миллер, отмечает, что несмотря на 70-летние исследования, эксперименты в области управляемого синтеза пока не достигли положительного энергетического баланса.
Не все концепции зависят от сложного ядерного топлива – технология солнечных парусов, напоминающая «солнечных заградителей» из «Звёздных войн», использует отражающие маты из майлар и полимеров для захвата импульса фотонов. Миссия LightSail 2, запущенная в 2019 году некоммерческой организацией Planetary Society, продемонстрировала возможность орбитального полёта Земли в течение трёх лет за счёт такого двигателя, хотя мощность тяги остаётся недостаточной для перевозки людей.
Для межпланетных миссий, например, к Марсу, исследователи изучают ионные двигатели, производящие тягу за счёт выброса заряженных частиц. Инженер Джарред Янг из University of Maryland охарактеризовал их как «пропульсию с режимом «нажми и лети», которая оптимальна для прямолинейных полётов. В отличие от химических ракет, дающих сильный кратковременный импульс при сгорании топлива, ионные двигатели могут работать неустанно на протяжении месяцев и лет.
Современные эксперименты и исследования демонстрируют, что хотя концепции гипердвигателей из «Звёздных войн» остаются фантастикой, развивающиеся технологии – ядерная энергетика, управляемый синтез, солнечные паруса и ионные двигатели – постепенно приближают возможность создания более эффективных двигателей для дальних космических путешествий.

Изображение носит иллюстративный характер
Современная наука утверждает, что достижение скорости света (примерно 300 000 км/с) невозможно из-за бесконечных энергетических затрат. Человеческие аппараты, достигшие лишь 0,06% этой скорости, потребовали бы порядка 6 600 лет, чтобы добраться до ближайшей звезды, Проксимы Центавра b, находящейся на расстоянии 4,24 световых года. При движении со скоростью 10% от скорости света путь можно сократить до 40 лет.
Инженер Скотт Бейли из Virginia Tech выдвигает гипотезу, что использование ядерной энергии способно обеспечить движение космического корабля с 10%-ной скоростью от света, хотя разработка такой технологии может потребовать тысячелетий.
Альтернативой ядерной энергии рассматривается управляемый синтез, при котором энергия выделяется при слиянии атомных ядер. Астроном из University of Maryland в College Park, Коул Миллер, отмечает, что несмотря на 70-летние исследования, эксперименты в области управляемого синтеза пока не достигли положительного энергетического баланса.
Не все концепции зависят от сложного ядерного топлива – технология солнечных парусов, напоминающая «солнечных заградителей» из «Звёздных войн», использует отражающие маты из майлар и полимеров для захвата импульса фотонов. Миссия LightSail 2, запущенная в 2019 году некоммерческой организацией Planetary Society, продемонстрировала возможность орбитального полёта Земли в течение трёх лет за счёт такого двигателя, хотя мощность тяги остаётся недостаточной для перевозки людей.
Для межпланетных миссий, например, к Марсу, исследователи изучают ионные двигатели, производящие тягу за счёт выброса заряженных частиц. Инженер Джарред Янг из University of Maryland охарактеризовал их как «пропульсию с режимом «нажми и лети», которая оптимальна для прямолинейных полётов. В отличие от химических ракет, дающих сильный кратковременный импульс при сгорании топлива, ионные двигатели могут работать неустанно на протяжении месяцев и лет.
Современные эксперименты и исследования демонстрируют, что хотя концепции гипердвигателей из «Звёздных войн» остаются фантастикой, развивающиеся технологии – ядерная энергетика, управляемый синтез, солнечные паруса и ионные двигатели – постепенно приближают возможность создания более эффективных двигателей для дальних космических путешествий.