Гомеров эпос «Илиада» не только повествует о войнах и героизме, но и открывает завесу праздничных застолий богов Олимпа. В одном из фрагментов изображена сцена, где Гефест встает, передавая двойной кубок своей матери, а Гера, «белорукая богиня», с улыбкой протягивает свой кубок. Гефест затем переливает напиток справа налево, наполняя сосуд «сладким нектаром из общего кубка», после чего боги безудержно смеются и празднуют до заката, удовлетворяя сердца каждого.

Новые археологические исследования свидетельствуют о том, что вино было доступно не только божествам или знатным слоям общества. Публикация исследований в апрельском номере American Journal of Archaeology поддерживает гипотезу, что «Илиада» основана на реальных исторических событиях, а винные традиции Трои охватывали как высшие, так и простые слои населения.
Раскопки руин Трои, осуществленные более 150 лет назад, связаны с именем Гайнриха Шлиманна – немецкого бизнесмена и любительского археолога. Среди артефактов обнаружены тонкие двуручные глиняные сосуды, называемые депасовыми кубками (depas amphikypellon), насчитывающие более сотни экземпляров, датируемых 2500–2000 гг. до н. э., и найденные не только на территории Трои, но и по всему Эгейскому, Малоазиатскому и Месопотамскому регионам.
Депасовые кубки, варьирующиеся по высоте от 4,7 до 15,75 дюймов и рассчитанные на вместимость от 0,25 до 1 литра, свидетельствуют о культуре совместного потребления вина. Археологические данные акцентируют, что данные сосуды использовались не только в элитарных дворцах и храмах, но и в быту обычных жителей, что позволяет усомниться в исключительности винных традиций только для знатных слоев общества.
Коллекция классической археологии Университета Тюбингена в Германии хранит один депасовый кубок и два фрагмента сосудов, обнаруженных Шлиманном. Первоначальная гипотеза Шлиманна предполагала, что данные сосуды использовались для коллективных празднеств, схожих с изображенными в «Илиаде», однако в те времена химический анализ подтвердить эти догадки было невозможно.
Современная химическая экспертиза, проведенная совместной группой специалистов из университетов Тюбингена, Бонна и Йены, включала измельчение двухграммных образцов фрагментов сосудов, нагрев до 716°F и анализ смеси с применением газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Результаты показали наличие сукциновой и пирувиновой кислот, что подтверждает выделение из ферментации виноградного сока. Как отметил соавтор исследования Максім Ражо (Университет Бонна): «вино действительно пили из депасовых кубков, а не просто виноградный сок».
Параллельные исследования обычных троянских сосудов, найденных за пределами центрального комплекса города, подтвердили наличие вина в них. Соавтор исследования Стефан Блум из Университета Тюбингена акцентировал, что «данные сосуды также содержали вино», что указывает на широкое распространение этого напитка среди всех слоев общества, несмотря на его высокую стоимость в эпоху бронзового века.
Выявленные данные демонстрируют, что винные традиции, зафиксированные в легендах Гомера, охватывали не только пантеон богов и культурные элиты, но и обыденную жизнь жителей Трои. Результаты исследований подчеркивают, что вино служило не только символом роскоши и мистики, но и являлось неотъемлемой частью повседневного быта, объединяя людей вне зависимости от их социального статуса.

Изображение носит иллюстративный характер
Новые археологические исследования свидетельствуют о том, что вино было доступно не только божествам или знатным слоям общества. Публикация исследований в апрельском номере American Journal of Archaeology поддерживает гипотезу, что «Илиада» основана на реальных исторических событиях, а винные традиции Трои охватывали как высшие, так и простые слои населения.
Раскопки руин Трои, осуществленные более 150 лет назад, связаны с именем Гайнриха Шлиманна – немецкого бизнесмена и любительского археолога. Среди артефактов обнаружены тонкие двуручные глиняные сосуды, называемые депасовыми кубками (depas amphikypellon), насчитывающие более сотни экземпляров, датируемых 2500–2000 гг. до н. э., и найденные не только на территории Трои, но и по всему Эгейскому, Малоазиатскому и Месопотамскому регионам.
Депасовые кубки, варьирующиеся по высоте от 4,7 до 15,75 дюймов и рассчитанные на вместимость от 0,25 до 1 литра, свидетельствуют о культуре совместного потребления вина. Археологические данные акцентируют, что данные сосуды использовались не только в элитарных дворцах и храмах, но и в быту обычных жителей, что позволяет усомниться в исключительности винных традиций только для знатных слоев общества.
Коллекция классической археологии Университета Тюбингена в Германии хранит один депасовый кубок и два фрагмента сосудов, обнаруженных Шлиманном. Первоначальная гипотеза Шлиманна предполагала, что данные сосуды использовались для коллективных празднеств, схожих с изображенными в «Илиаде», однако в те времена химический анализ подтвердить эти догадки было невозможно.
Современная химическая экспертиза, проведенная совместной группой специалистов из университетов Тюбингена, Бонна и Йены, включала измельчение двухграммных образцов фрагментов сосудов, нагрев до 716°F и анализ смеси с применением газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Результаты показали наличие сукциновой и пирувиновой кислот, что подтверждает выделение из ферментации виноградного сока. Как отметил соавтор исследования Максім Ражо (Университет Бонна): «вино действительно пили из депасовых кубков, а не просто виноградный сок».
Параллельные исследования обычных троянских сосудов, найденных за пределами центрального комплекса города, подтвердили наличие вина в них. Соавтор исследования Стефан Блум из Университета Тюбингена акцентировал, что «данные сосуды также содержали вино», что указывает на широкое распространение этого напитка среди всех слоев общества, несмотря на его высокую стоимость в эпоху бронзового века.
Выявленные данные демонстрируют, что винные традиции, зафиксированные в легендах Гомера, охватывали не только пантеон богов и культурные элиты, но и обыденную жизнь жителей Трои. Результаты исследований подчеркивают, что вино служило не только символом роскоши и мистики, но и являлось неотъемлемой частью повседневного быта, объединяя людей вне зависимости от их социального статуса.