Музеи по всему миру сталкиваются с фундаментальным этическим вопросом: допустимо ли выставлять останки умерших людей в качестве экспонатов? Эта проблема затрагивает множество аспектов — от согласия, которое невозможно получить от умерших, до баланса между образовательной ценностью и потенциальным дискомфортом посетителей.

Показательным примером подхода к этой проблеме стала выставка египетских мумий в Национальном музее Австралии, которая привлекла рекордные 208 000 посетителей. Организаторы приняли ряд важных решений: мумифицированные останки были размещены в отдельном помещении, вход в которое был добровольным. Тела демонстрировались в обернутом состоянии, а детали под обертками можно было увидеть с помощью сканов. Пространство выставки было спроектировано таким образом, чтобы посетители могли предаться тихим размышлениям.
Иной подход был применен на выставке, посвященной Помпеям, в том же музее. Здесь демонстрировались не настоящие останки, а смоляные копии гипсовых слепков XIX-XX веков. Эти слепки были созданы путем заливки гипса в полости, оставленные телами жертв извержения Везувия. Экспозиция имитировала улицу Помпей, а слепки были размещены в полуоткрытом пространстве с низким барьером. Среди экспонатов были фигуры двух мужчин в полуобъятиях, трехлетнего ребенка и собаки. Один из слепков, изображающий взрослого, закрывающего лицо, был частично виден над барьером. Выставка сопровождалась анимированным изображением извержения вулкана со звуковым сопровождением, а некоторые указатели предупреждали о громком звуке и наличии слепков.
Критики высказывали различные мнения об этих подходах. Джон Макдональд считал, что отдельное пространство для мумий было «чрезмерным», а Кристофер Аллен поставил под сомнение необходимость церемонии приветствия мумий традиционными хранителями. В то же время возникает вопрос: насколько уместно сравнительно открытое экспонирование помпейских слепков, учитывая их потенциально тревожный характер?
Музейные практики в этой области претерпевают значительные изменения. Доктор Мелани Питкин из музея Чау Чак Винг руководит Проектом исследования человеческих останков, который включает консультации с сообществами египетского происхождения, разработку культурно-специфических руководств и удаление неупакованных частей тел из экспозиций. Смитсоновский институт полностью убрал человеческие останки из своих выставок, а в Великобритании депутаты парламента выпустили программный документ «Упокоение предков», призывающий к удалению человеческих останков из британских музеев.
Особенно острой является проблема останков коренных народов, которые часто изымались насильственно и без согласия в колониальную эпоху. Многие музеи сейчас возвращают эти останки через процессы реституции и репатриации. Немецкий натуралист Отто Финш (1839-1917) создал 164 «этнических» слепка, в том числе с представителей коренных народов Австралии. В последние годы наблюдается тенденция к возвращению таких артефактов: Государственные музеи Берлина вернули останки предков в Австралию, а Государственные этнографические коллекции Саксонии в 2023 году вернули восемь гипсовых слепков в Аотеароа Новую Зеландию.
Для разных культурных контекстов требуются различные этические подходы. Хотя помпейские слепки помогают передать масштаб человеческой трагедии, можно было бы сделать больше для предоставления посетителям выбора относительно просмотра этих экспонатов и создания атмосферы, способствующей более глубокому размышлению и почтению. Необходим творческий и уважительный подход к теме смерти в музейных экспозициях.
Наиболее важным в решении этой этической дилеммы остается продолжающийся диалог и обмен перспективами между музейными работниками, представителями различных культур и широкой общественностью. Только так можно найти баланс между образовательной ценностью экспонатов и уважением к умершим, чьи останки или изображения представлены в музеях.

Изображение носит иллюстративный характер
Показательным примером подхода к этой проблеме стала выставка египетских мумий в Национальном музее Австралии, которая привлекла рекордные 208 000 посетителей. Организаторы приняли ряд важных решений: мумифицированные останки были размещены в отдельном помещении, вход в которое был добровольным. Тела демонстрировались в обернутом состоянии, а детали под обертками можно было увидеть с помощью сканов. Пространство выставки было спроектировано таким образом, чтобы посетители могли предаться тихим размышлениям.
Иной подход был применен на выставке, посвященной Помпеям, в том же музее. Здесь демонстрировались не настоящие останки, а смоляные копии гипсовых слепков XIX-XX веков. Эти слепки были созданы путем заливки гипса в полости, оставленные телами жертв извержения Везувия. Экспозиция имитировала улицу Помпей, а слепки были размещены в полуоткрытом пространстве с низким барьером. Среди экспонатов были фигуры двух мужчин в полуобъятиях, трехлетнего ребенка и собаки. Один из слепков, изображающий взрослого, закрывающего лицо, был частично виден над барьером. Выставка сопровождалась анимированным изображением извержения вулкана со звуковым сопровождением, а некоторые указатели предупреждали о громком звуке и наличии слепков.
Критики высказывали различные мнения об этих подходах. Джон Макдональд считал, что отдельное пространство для мумий было «чрезмерным», а Кристофер Аллен поставил под сомнение необходимость церемонии приветствия мумий традиционными хранителями. В то же время возникает вопрос: насколько уместно сравнительно открытое экспонирование помпейских слепков, учитывая их потенциально тревожный характер?
Музейные практики в этой области претерпевают значительные изменения. Доктор Мелани Питкин из музея Чау Чак Винг руководит Проектом исследования человеческих останков, который включает консультации с сообществами египетского происхождения, разработку культурно-специфических руководств и удаление неупакованных частей тел из экспозиций. Смитсоновский институт полностью убрал человеческие останки из своих выставок, а в Великобритании депутаты парламента выпустили программный документ «Упокоение предков», призывающий к удалению человеческих останков из британских музеев.
Особенно острой является проблема останков коренных народов, которые часто изымались насильственно и без согласия в колониальную эпоху. Многие музеи сейчас возвращают эти останки через процессы реституции и репатриации. Немецкий натуралист Отто Финш (1839-1917) создал 164 «этнических» слепка, в том числе с представителей коренных народов Австралии. В последние годы наблюдается тенденция к возвращению таких артефактов: Государственные музеи Берлина вернули останки предков в Австралию, а Государственные этнографические коллекции Саксонии в 2023 году вернули восемь гипсовых слепков в Аотеароа Новую Зеландию.
Для разных культурных контекстов требуются различные этические подходы. Хотя помпейские слепки помогают передать масштаб человеческой трагедии, можно было бы сделать больше для предоставления посетителям выбора относительно просмотра этих экспонатов и создания атмосферы, способствующей более глубокому размышлению и почтению. Необходим творческий и уважительный подход к теме смерти в музейных экспозициях.
Наиболее важным в решении этой этической дилеммы остается продолжающийся диалог и обмен перспективами между музейными работниками, представителями различных культур и широкой общественностью. Только так можно найти баланс между образовательной ценностью экспонатов и уважением к умершим, чьи останки или изображения представлены в музеях.