В 1917 году гражданский инженер Ганс Хартман создал первую подводную камеру весом 1500 фунтов – вертикальное устройство, напоминающее жестяную банку с иллюминаторами и мощным прожектором, которое способно опускаться на глубину до 1000 футов и даже достигать 2000 футов. Его аппарат позволял «спуститься в воду с камерой и фотографировать всё, что он пожелает» и был задуман для документирования затонувшего римского города в Средиземноморье.

Ранние достижения в области кинематографа, начиная с изобретения кинетоскопа Томаса Эдисона более чем за два десятилетия до работы Хартмана, использовали 35-миллиметровую пленку и крупногабаритные камеры. Технику ограничивали ненадежность и сложности эксплуатации, что сводило съемки к студийному контролю, но постепенно эти барьеры подверглись преодолению.
Слияние прогресса в технологии съемки, разработок в области подводного вооружения, расширения промышленной судоходной отрасли и растущего интереса к морской археологии заложило основу для быстрого развития подводной кинематографии и освоения океанских глубин.
Жак Кусто с 1940-х годов внес решающий вклад в революцию подводных исследований. Он стал соавтором акваланга, что открыло новые возможности для погружений, а его изобретение 1959 года – «дайвинг-соседка» с прозвищем «Дениз», способное принимать двух членов экипажа, погружаться на глубину до 350 метров и оставаться под водой до пяти часов – стало даром для документалистов. Его команда создавала завораживающие кадры для серии «Подводный мир Жака Кусто» (1968–1976), а фотография Кусто в Ницце (апрель 1964 года) демонстрировала подводное жилище, рассчитанное на пять человек.
В 1985 году РОВ «Арго» Института океанографии Woods Hole, оснащённый высокоразрешающими камерами и сонаром, обнаружил останки «Титаника» на глубине 12 500 футов, а образы затонувшего лайнера потрясли мировые СМИ. В XXI веке интерес к «Титаника» привлекал элиту, однако трагическая авария субмарины Titan компании OceanGate в 2023 году и документальный фильм «Призраки бездны» (2003) подчеркивали как привлекательность, так и опасности глубоководных исследований.
В 2012 году режиссёр и исследователь Джеймс Кэмерон совершил рекордное одиночное погружение в Марианскую впадину на борту своего аппарата Deepsea Challenger, достигнув почти 36 000 футов. Наблюдая морское дно через стекло толщиной 9,5 дюйма, он зафиксировал одни из самых детальных изображений глубочайшей части океана. Его последующая экспедиция в рамках серии OceanXplorers, дебютировавшая в 2024 году, пробудила ассоциации с наследием Кусто.
Современная технология подводной съемки перешла от проводных РОВ к автономным аппаратам, управляемым искусственным интеллектом. Такие организации, как Schmidt Ocean Institute, используют продвинутые автономные подводные аппараты для изучения подводных вулканов, гидротермальных источников и других уникальных объектов, расширяя границы морской науки.
Новые методы включают запуск автономных парусных дронов с высокоразрешающими камерами и функцией трансляции в реальном времени, что обеспечивает постоянный мониторинг глубоководных экосистем и поддерживает усилия по сохранению морской природы и проведению научных открытий.
Морской эколог и режиссёр Давид Грубер внедрил биолюминесцентные технологии съемки, позволяющие увидеть, как различные морские организмы испускают свет в ранее невиданных формах, его материалы нашли широкое применение в научных исследованиях и документальных проектах.
За более чем сто лет подводная съемка превратилась из экспериментальной попытки зафиксировать затонувшие корабли и древние сокровища в мощный инструмент исследования океана, охватывающего свыше 70% поверхности Земли и раскрывающего тайны зарождения жизни и уникальный синий облик планеты.

Изображение носит иллюстративный характер
Ранние достижения в области кинематографа, начиная с изобретения кинетоскопа Томаса Эдисона более чем за два десятилетия до работы Хартмана, использовали 35-миллиметровую пленку и крупногабаритные камеры. Технику ограничивали ненадежность и сложности эксплуатации, что сводило съемки к студийному контролю, но постепенно эти барьеры подверглись преодолению.
Слияние прогресса в технологии съемки, разработок в области подводного вооружения, расширения промышленной судоходной отрасли и растущего интереса к морской археологии заложило основу для быстрого развития подводной кинематографии и освоения океанских глубин.
Жак Кусто с 1940-х годов внес решающий вклад в революцию подводных исследований. Он стал соавтором акваланга, что открыло новые возможности для погружений, а его изобретение 1959 года – «дайвинг-соседка» с прозвищем «Дениз», способное принимать двух членов экипажа, погружаться на глубину до 350 метров и оставаться под водой до пяти часов – стало даром для документалистов. Его команда создавала завораживающие кадры для серии «Подводный мир Жака Кусто» (1968–1976), а фотография Кусто в Ницце (апрель 1964 года) демонстрировала подводное жилище, рассчитанное на пять человек.
В 1985 году РОВ «Арго» Института океанографии Woods Hole, оснащённый высокоразрешающими камерами и сонаром, обнаружил останки «Титаника» на глубине 12 500 футов, а образы затонувшего лайнера потрясли мировые СМИ. В XXI веке интерес к «Титаника» привлекал элиту, однако трагическая авария субмарины Titan компании OceanGate в 2023 году и документальный фильм «Призраки бездны» (2003) подчеркивали как привлекательность, так и опасности глубоководных исследований.
В 2012 году режиссёр и исследователь Джеймс Кэмерон совершил рекордное одиночное погружение в Марианскую впадину на борту своего аппарата Deepsea Challenger, достигнув почти 36 000 футов. Наблюдая морское дно через стекло толщиной 9,5 дюйма, он зафиксировал одни из самых детальных изображений глубочайшей части океана. Его последующая экспедиция в рамках серии OceanXplorers, дебютировавшая в 2024 году, пробудила ассоциации с наследием Кусто.
Современная технология подводной съемки перешла от проводных РОВ к автономным аппаратам, управляемым искусственным интеллектом. Такие организации, как Schmidt Ocean Institute, используют продвинутые автономные подводные аппараты для изучения подводных вулканов, гидротермальных источников и других уникальных объектов, расширяя границы морской науки.
Новые методы включают запуск автономных парусных дронов с высокоразрешающими камерами и функцией трансляции в реальном времени, что обеспечивает постоянный мониторинг глубоководных экосистем и поддерживает усилия по сохранению морской природы и проведению научных открытий.
Морской эколог и режиссёр Давид Грубер внедрил биолюминесцентные технологии съемки, позволяющие увидеть, как различные морские организмы испускают свет в ранее невиданных формах, его материалы нашли широкое применение в научных исследованиях и документальных проектах.
За более чем сто лет подводная съемка превратилась из экспериментальной попытки зафиксировать затонувшие корабли и древние сокровища в мощный инструмент исследования океана, охватывающего свыше 70% поверхности Земли и раскрывающего тайны зарождения жизни и уникальный синий облик планеты.