Во время строительства высоковольтной линии электропередачи SuedOstLink в Германии рабочие обнаружили погребальный комплекс возрастом около 5000 лет. Находка, состоящая из 12 погребальных ям, принадлежит неолитической культуре Зальцмюнде и расположена примерно в 115 милях к востоку от другого недавнего археологического открытия. О значимом открытии сообщило Государственное управление по охране культурного наследия и археологии Саксонии-Анхальт.

Проект SuedOstLink, предусматривающий прокладку 105-мильного маршрута ЛЭП, уже становился источником важных находок. В июле этого года недалеко от города Краушвиц были обнаружены многочисленные захоронения возрастом 4500 лет, принадлежавшие культуре шнуровой керамики эпохи неолита. Новая находка относится к более раннему и иному культурному пласту.
Культура Зальцмюнде существовала примерно с 3400 по 3050 год до нашей эры в районе нижнего и среднего течения реки Заале. Она считается региональным ответвлением более широкой культуры воронковидных кубков. Первые свидетельства существования этой группы были найдены еще в 1921 году. Ранее известные погребальные традиции этой культуры включали захоронения под курганами из битой керамики, использование обугленных фрагментов жилищ и частичные перезахоронения останков, чаще всего черепов.
Новые обнаруженные погребальные ямы имеют размеры от 6,5 до 9,8 футов в ширину и от 6,5 до 8,2 футов в глубину. Внутри них находились смеси из сожженных подношений, включая обломки сгоревших жилищ. В одной из камер была найдена пара хорошо сохранившихся керамических сосудов, которые, вероятно, являлись жертвенными дарами.
В другой камере археологи обнаружили обугленные кости собаки, расположенные в анатомическом порядке, а рядом с ними — человеческий череп без признаков выветривания. Наиболее необычным оказалось одно из захоронений: оно было совершено в переоборудованной печи, где находились останки двух человек. Фотография этого захоронения была сделана Оливером Дитрихом.
Наличие неповрежденного черепа рядом с костями собаки указывает на то, что ямы могли оставаться открытыми в течение длительных церемоний, либо кости хранились в другом месте перед окончательным погребением. Останки двух людей, найденных в печи, также, по-видимому, «пролежали некоторое время в другом месте» перед захоронением. Это свидетельствует о сложных, многоэтапных траурных ритуалах.
Археологи выдвигают гипотезу, что эти сложные обряды были ответом на суровую и трудную эпоху. Данные указывают на более холодные и неустойчивые погодные условия в Центральной Европе в конце 4-го тысячелетия до нашей эры, что негативно сказывалось на сельском хозяйстве.
Помимо климатического стресса, общество испытывало и социальное давление. С севера расширялась другая неолитическая группа, культура Бернбург, что усиливало конкуренцию за ресурсы. «Ритуалы, с помощью которых люди, по-видимому, искали поддержки у своих предков, можно понять в контексте этого кризисного периода», — заявляют исследователи.
Символическая роль собак в этих ритуалах также является предметом изучения. Эксперты предполагают, что собаки могли рассматриваться как духовные проводники, защитники или посредники между миром живых и загробным миром.
Несмотря на богатство находок, прямые доказательства, объясняющие некоторые аспекты ритуалов, пока отсутствуют. Остается неясным, почему в захоронения добавляли обломки сожженных домов, а также были ли эти сложные церемонии общественными, семейно-ориентированными или предназначались только для выдающихся деятелей общества Зальцмюнде.

Изображение носит иллюстративный характер
Проект SuedOstLink, предусматривающий прокладку 105-мильного маршрута ЛЭП, уже становился источником важных находок. В июле этого года недалеко от города Краушвиц были обнаружены многочисленные захоронения возрастом 4500 лет, принадлежавшие культуре шнуровой керамики эпохи неолита. Новая находка относится к более раннему и иному культурному пласту.
Культура Зальцмюнде существовала примерно с 3400 по 3050 год до нашей эры в районе нижнего и среднего течения реки Заале. Она считается региональным ответвлением более широкой культуры воронковидных кубков. Первые свидетельства существования этой группы были найдены еще в 1921 году. Ранее известные погребальные традиции этой культуры включали захоронения под курганами из битой керамики, использование обугленных фрагментов жилищ и частичные перезахоронения останков, чаще всего черепов.
Новые обнаруженные погребальные ямы имеют размеры от 6,5 до 9,8 футов в ширину и от 6,5 до 8,2 футов в глубину. Внутри них находились смеси из сожженных подношений, включая обломки сгоревших жилищ. В одной из камер была найдена пара хорошо сохранившихся керамических сосудов, которые, вероятно, являлись жертвенными дарами.
В другой камере археологи обнаружили обугленные кости собаки, расположенные в анатомическом порядке, а рядом с ними — человеческий череп без признаков выветривания. Наиболее необычным оказалось одно из захоронений: оно было совершено в переоборудованной печи, где находились останки двух человек. Фотография этого захоронения была сделана Оливером Дитрихом.
Наличие неповрежденного черепа рядом с костями собаки указывает на то, что ямы могли оставаться открытыми в течение длительных церемоний, либо кости хранились в другом месте перед окончательным погребением. Останки двух людей, найденных в печи, также, по-видимому, «пролежали некоторое время в другом месте» перед захоронением. Это свидетельствует о сложных, многоэтапных траурных ритуалах.
Археологи выдвигают гипотезу, что эти сложные обряды были ответом на суровую и трудную эпоху. Данные указывают на более холодные и неустойчивые погодные условия в Центральной Европе в конце 4-го тысячелетия до нашей эры, что негативно сказывалось на сельском хозяйстве.
Помимо климатического стресса, общество испытывало и социальное давление. С севера расширялась другая неолитическая группа, культура Бернбург, что усиливало конкуренцию за ресурсы. «Ритуалы, с помощью которых люди, по-видимому, искали поддержки у своих предков, можно понять в контексте этого кризисного периода», — заявляют исследователи.
Символическая роль собак в этих ритуалах также является предметом изучения. Эксперты предполагают, что собаки могли рассматриваться как духовные проводники, защитники или посредники между миром живых и загробным миром.
Несмотря на богатство находок, прямые доказательства, объясняющие некоторые аспекты ритуалов, пока отсутствуют. Остается неясным, почему в захоронения добавляли обломки сожженных домов, а также были ли эти сложные церемонии общественными, семейно-ориентированными или предназначались только для выдающихся деятелей общества Зальцмюнде.