Практика защиты губ с помощью жирных или восковых субстанций зародилась в древности, однако прямых доказательств сохранилось мало. По словам Алисии Шульт, исследователя архивов и эксперта по древним средствам из LBCC Historical Apothecary, исторические записи фрагментарны, поскольку органические материалы, такие как масла и воски, быстро разлагаются, а многие культуры не документировали свои ритуалы личной гигиены. Ранние мази часто имели общее назначение, стирая грань между уходом, косметикой и медициной.

Археологические находки свидетельствуют, что еще в эпоху неолита жители Средиземноморья использовали пчелиный воск для гидроизоляции керамики. Это говорит о том, что они понимали его герметизирующие свойства и, вероятно, применяли эти знания для ухода за телом. Рецепты на основе восков и масел для ухода за губами независимо друг от друга появлялись в таких разных культурах, как Древний Египет, Индия и Китай.
К XVI веку в европейских текстах начали появляться конкретные рецепты бальзамов для губ. В историческом труде «Секреты преподобного мастера Алексиса из Пьемонта» описывалось средство для исцеления «губ, которые потрескались и полны трещин из-за холода или ветра». В состав сложных рецептов для состоятельных людей входила основа из воска и оливкового масла, смешанная с такими ингредиентами, как мозг гуся и оленя, серебро, мирра, порошок имбиря и мед.
Простые люди вплоть до XIX века использовали народные средства, рецепты которых передавались из уст в уста или публиковались в рукописных книгах и альманахах. Именно на основе старого рецепта из альманаха был создан знаменитый бальзам Burt's Bees. В 1833 году писательница и аболиционистка Лидия Мария Чайлд (1802 г. р.), известная своим трудом «Призыв в пользу того класса американцев, которых называют африканцами» (1833), в своей книге по домоводству «Американская экономная домохозяйка» (1829) дала совет использовать в качестве бальзама для губ собственную ушную серу.
По словам Алисии Шульт, базовая формула, состоящая из воска или жира и масла, была исторически узнаваема в самых разных культурах, что создавало основу для будущей стандартизации. Конец XVIII и XIX века, с развитием индустриализации, почтовых заказов и универмагов, ознаменовался появлением коммерческих брендов средств личной гигиены. Бальзамы для губ изначально продавались в виде твердых брусков, завернутых в бумагу, или в виде пасты в небольших банках.
Ключевой фигурой в истории гигиенической помады стал доктор Чарльз Браун Флит из Линчберга, штат Вирджиния. В 1869 году он открыл аптеку и разработал бальзам для губ с мягкой восковой текстурой и желтоватым цветом. Будучи неуспешным продавцом, Флит в 1912 году продал рецепт своему партнеру. Жена партнера предложила гениальную идею: формовать бальзам в портативные стики с помощью латунных трубок.
Так родился бренд ChapStick, который с 1930-х годов стал стандартом в США. Его название стало синонимом самого продукта — процесс, известный как превращение бренда в имя нарицательное. Примерно в то же время, на рубеже XX века, на международном рынке появились свои аналоги: LypSyl в Европе и Yojiya в Японии.
В XX веке ассортимент бальзамов для губ значительно расширился. Появились новые форматы упаковки, такие как выжимные тюбики и шариковые аппликаторы. В составы стали добавлять лечебные компоненты для борьбы с герпесом и акне, а также ароматизаторы, отдушки и глянцевые красители. Культовым продуктом 1990-х годов стал бальзам Bonne Bell Lip Smackers с его разнообразием фруктовых вкусов.
В 1990-х годах возникло общественное беспокойство по поводу того, что ароматизированные бальзамы могут вызывать привыкание. Однако в начале 2000-х врачи пришли к выводу, что эти опасения беспочвенны. Реальная проблема заключалась в другом: приятный вкус заставляет людей чаще облизывать губы. Слюна, испаряясь, разрушает защитный слой бальзама и еще больше сушит кожу, усугубляя растрескивание.
Современные потребители, скептически относящиеся к промышленным брендам и химическим добавкам, все чаще выбирают продукты «назад к основам». Потенциальными раздражителями в составе бальзамов могут выступать не только ароматические добавки, такие как корица или мята, но и «успокаивающие» компоненты вроде камфоры и ментола. Этот тренд способствовал росту популярности брендов, подобных Burt's Bees, которые сделали ставку на натуральные составы.
Сегодня исследователи продолжают работать над новыми смесями воска, жира и масла. Основное внимание уделяется не только эффективности формул, но и их экологической устойчивости, открывая новую главу в многовековой истории защиты губ.

Изображение носит иллюстративный характер
Археологические находки свидетельствуют, что еще в эпоху неолита жители Средиземноморья использовали пчелиный воск для гидроизоляции керамики. Это говорит о том, что они понимали его герметизирующие свойства и, вероятно, применяли эти знания для ухода за телом. Рецепты на основе восков и масел для ухода за губами независимо друг от друга появлялись в таких разных культурах, как Древний Египет, Индия и Китай.
К XVI веку в европейских текстах начали появляться конкретные рецепты бальзамов для губ. В историческом труде «Секреты преподобного мастера Алексиса из Пьемонта» описывалось средство для исцеления «губ, которые потрескались и полны трещин из-за холода или ветра». В состав сложных рецептов для состоятельных людей входила основа из воска и оливкового масла, смешанная с такими ингредиентами, как мозг гуся и оленя, серебро, мирра, порошок имбиря и мед.
Простые люди вплоть до XIX века использовали народные средства, рецепты которых передавались из уст в уста или публиковались в рукописных книгах и альманахах. Именно на основе старого рецепта из альманаха был создан знаменитый бальзам Burt's Bees. В 1833 году писательница и аболиционистка Лидия Мария Чайлд (1802 г. р.), известная своим трудом «Призыв в пользу того класса американцев, которых называют африканцами» (1833), в своей книге по домоводству «Американская экономная домохозяйка» (1829) дала совет использовать в качестве бальзама для губ собственную ушную серу.
По словам Алисии Шульт, базовая формула, состоящая из воска или жира и масла, была исторически узнаваема в самых разных культурах, что создавало основу для будущей стандартизации. Конец XVIII и XIX века, с развитием индустриализации, почтовых заказов и универмагов, ознаменовался появлением коммерческих брендов средств личной гигиены. Бальзамы для губ изначально продавались в виде твердых брусков, завернутых в бумагу, или в виде пасты в небольших банках.
Ключевой фигурой в истории гигиенической помады стал доктор Чарльз Браун Флит из Линчберга, штат Вирджиния. В 1869 году он открыл аптеку и разработал бальзам для губ с мягкой восковой текстурой и желтоватым цветом. Будучи неуспешным продавцом, Флит в 1912 году продал рецепт своему партнеру. Жена партнера предложила гениальную идею: формовать бальзам в портативные стики с помощью латунных трубок.
Так родился бренд ChapStick, который с 1930-х годов стал стандартом в США. Его название стало синонимом самого продукта — процесс, известный как превращение бренда в имя нарицательное. Примерно в то же время, на рубеже XX века, на международном рынке появились свои аналоги: LypSyl в Европе и Yojiya в Японии.
В XX веке ассортимент бальзамов для губ значительно расширился. Появились новые форматы упаковки, такие как выжимные тюбики и шариковые аппликаторы. В составы стали добавлять лечебные компоненты для борьбы с герпесом и акне, а также ароматизаторы, отдушки и глянцевые красители. Культовым продуктом 1990-х годов стал бальзам Bonne Bell Lip Smackers с его разнообразием фруктовых вкусов.
В 1990-х годах возникло общественное беспокойство по поводу того, что ароматизированные бальзамы могут вызывать привыкание. Однако в начале 2000-х врачи пришли к выводу, что эти опасения беспочвенны. Реальная проблема заключалась в другом: приятный вкус заставляет людей чаще облизывать губы. Слюна, испаряясь, разрушает защитный слой бальзама и еще больше сушит кожу, усугубляя растрескивание.
Современные потребители, скептически относящиеся к промышленным брендам и химическим добавкам, все чаще выбирают продукты «назад к основам». Потенциальными раздражителями в составе бальзамов могут выступать не только ароматические добавки, такие как корица или мята, но и «успокаивающие» компоненты вроде камфоры и ментола. Этот тренд способствовал росту популярности брендов, подобных Burt's Bees, которые сделали ставку на натуральные составы.
Сегодня исследователи продолжают работать над новыми смесями воска, жира и масла. Основное внимание уделяется не только эффективности формул, но и их экологической устойчивости, открывая новую главу в многовековой истории защиты губ.