Использование генеративного искусственного интеллекта для академических задач становится предметом оживлённых споров в Шотландии, где общее число студентов составляет 292 240. За прошлый год обвинения в нарушении правил применения ИИ коснулись более 600 студентов, что представляет собой рост на 121% по сравнению с показателями 2023 года.

Широкое применение ИИ для формирования эссе и выполнения заданий усложняет поддержание справедливости оценивания. Преподаватели и студенты активно ищут разъяснения по допустимым методам использования технологии, что свидетельствует о необходимости четкого определения границ между помощью и мошенничеством.
Дилан Валч, советник по вопросам образования Студенческой ассоциации Университета Эдинбурга, отмечает, что поступают как обращения за разъяснениями, так и случаи фактического неправомерного применения ИИ. Зафиксированы случаи, когда нарушение приводило к снижению баллов от 10 до 50, что негативно сказывается на академическом рейтинге студентов.
Профессор Сиан Бейн, лидер исследований в области использования ИИ в высшем образовании Университета Эдинбурга, акцентирует внимание на явлении «когнитивной разгрузки». По её мнению, генерация эссе и курсовых работ с помощью ИИ ослабляет способность студентов анализировать сложные тексты и самостоятельно развивать критическое мышление.
Некоторые шотландские университеты уже используют специализированное программное обеспечение для выявления случаев неправомерного использования ИИ. Роберт Гордонов Университет и Абертэйский университет являются пионерами в этом направлении, в то время как Стирлингский университет зафиксировал рекордное число инцидентов – 262 случая за последний год. Вузы продолжают рассматривать возможность инвестиций в технологии для обнаружения мошеннических методов.
Профессор Бейн предлагает изменить подход к оцениванию знаний с целью снижения соблазна на неверное применение ИИ. Среди мер – переход на мультимодальные формы аттестации, включающие задания с изображениями, аудио- и видеоматериалами, а также усиление устных экзаменов и форм личной проверки знаний.
Мнения студентов по данному вопросу расходятся. Магистрант Джордж Карабассис (26 лет) использует ИИ для перевода и упрощения неясных вопросов, возникающих при изучении материалов на английском языке. 18-летний студент Акрит Гхимир отмечает, что многие его сверстники обращаются к ИИ, прося объяснить учебный материал в доступной форме, тогда как студентка юридического факультета Ханна Донг (20 лет) сталкивалась с ложной информацией и отсутствием контекста в данных по судебной практике.
За менее чем три года генеративный ИИ радикально изменил образовательный ландшафт, порождая продолжительную дискуссию о путях интеграции новых технологий и сохранении принципов академической честности.

Изображение носит иллюстративный характер
Широкое применение ИИ для формирования эссе и выполнения заданий усложняет поддержание справедливости оценивания. Преподаватели и студенты активно ищут разъяснения по допустимым методам использования технологии, что свидетельствует о необходимости четкого определения границ между помощью и мошенничеством.
Дилан Валч, советник по вопросам образования Студенческой ассоциации Университета Эдинбурга, отмечает, что поступают как обращения за разъяснениями, так и случаи фактического неправомерного применения ИИ. Зафиксированы случаи, когда нарушение приводило к снижению баллов от 10 до 50, что негативно сказывается на академическом рейтинге студентов.
Профессор Сиан Бейн, лидер исследований в области использования ИИ в высшем образовании Университета Эдинбурга, акцентирует внимание на явлении «когнитивной разгрузки». По её мнению, генерация эссе и курсовых работ с помощью ИИ ослабляет способность студентов анализировать сложные тексты и самостоятельно развивать критическое мышление.
Некоторые шотландские университеты уже используют специализированное программное обеспечение для выявления случаев неправомерного использования ИИ. Роберт Гордонов Университет и Абертэйский университет являются пионерами в этом направлении, в то время как Стирлингский университет зафиксировал рекордное число инцидентов – 262 случая за последний год. Вузы продолжают рассматривать возможность инвестиций в технологии для обнаружения мошеннических методов.
Профессор Бейн предлагает изменить подход к оцениванию знаний с целью снижения соблазна на неверное применение ИИ. Среди мер – переход на мультимодальные формы аттестации, включающие задания с изображениями, аудио- и видеоматериалами, а также усиление устных экзаменов и форм личной проверки знаний.
Мнения студентов по данному вопросу расходятся. Магистрант Джордж Карабассис (26 лет) использует ИИ для перевода и упрощения неясных вопросов, возникающих при изучении материалов на английском языке. 18-летний студент Акрит Гхимир отмечает, что многие его сверстники обращаются к ИИ, прося объяснить учебный материал в доступной форме, тогда как студентка юридического факультета Ханна Донг (20 лет) сталкивалась с ложной информацией и отсутствием контекста в данных по судебной практике.
За менее чем три года генеративный ИИ радикально изменил образовательный ландшафт, порождая продолжительную дискуссию о путях интеграции новых технологий и сохранении принципов академической честности.