Недавние археологические открытия в Хезингене, восточных Нидерландах, проливают свет на дохристианские ритуальные практики региона. Раскопки, проведенные в 2020 и 2021 годах после обнаружения клада золотых и серебряных монет металлоискателями, выявили культовое место VII века, предоставляя ценные сведения о религиозной и политической жизни того времени. Результаты исследования, возглавляемого доктором Яном-Виллемом де Кортом, опубликованы в журнале Medieval Archaeology.
![Загадки золота Хезингена: раскрытие тайны культового места VII века в Нидерландах](/images/topic/8484.jpg)
Находка имеет особое значение, учитывая, что культовые места в Нидерландах встречаются реже и менее изучены, чем в Скандинавии. Важно помнить, что скандинавское язычество не было универсальным для всех германо-скандинавских народов, и Хезинген предлагает уникальную возможность понять местные верования и обычаи.
Раскопки выявили несколько интересных особенностей. Во-первых, круговая структура с 17 деревянными столбами, предположительно выровненными по весеннему и осеннему равноденствиям, что указывает на сезонные ритуалы. Во-вторых, необычное здание, функция которого еще предстоит установить. В-третьих, признаки так называемого "Herrenhof" – усадьбы знатного человека, построенной, вероятно, в VI веке.
На территории культового места были найдены многочисленные жертвенные дары. На «участке 1" была обнаружена всего одна золотая монета. Однако «участок 2" оказался гораздо богаче: 24 фрагментированных и целых тремисса (золотые монеты), золотой кулон и серебряная серьга. На «участке 3" также были найдены тремиссы и небольшой кулон. Ценность этих подношений свидетельствует о возможном участии региональной элиты в ритуалах.
Предполагается, что эти ритуалы были направлены на умиротворение местных богов и обеспечение хорошего урожая. Любопытно, что средневековые миссионерские тексты упоминают "Diobolgeldæ" – «деньги дьявола», которые требовалось отречься при обращении в христианство. Эти «деньги дьявола» можно рассматривать как аналоги подношений местным божествам.
Интересен и тот факт, что культовое место было заброшено в конце VII или начале VIII века, то есть до широкого распространения христианства в регионе. Это может указывать на раннее обращение в христианство местной элиты, что привело к прекращению ритуальных практик.
Деятельность миссионеров Плехельма и Лебуина в этом регионе около 760 года, а также основание первых церквей в Олдензале, свидетельствует о постепенном укоренении христианства. Однако заброшенность Хезингена до прихода миссионеров подчеркивает сложный и неоднородный процесс христианизации.
Открытие Хезингена существенно расширяет представление о религиозной жизни в Нидерландах в эпоху раннего средневековья. Оно подчеркивает важность локальных исследований для понимания сложных религиозных и политических изменений, произошедших в период перехода от язычества к христианству.
Дальнейшие исследования, несомненно, прольют еще больше света на тайны Хезингена, позволяя лучше понять верования, ритуалы и социальную структуру общества, существовавшего в этом регионе 1300 лет назад. Культовое место в Хезингене – это археологическая находка и окно в мир, существовавший на пороге новой эпохи.
![Загадки золота Хезингена: раскрытие тайны культового места VII века в Нидерландах](/images/topic/8484.jpg)
Изображение носит иллюстративный характер
Находка имеет особое значение, учитывая, что культовые места в Нидерландах встречаются реже и менее изучены, чем в Скандинавии. Важно помнить, что скандинавское язычество не было универсальным для всех германо-скандинавских народов, и Хезинген предлагает уникальную возможность понять местные верования и обычаи.
Раскопки выявили несколько интересных особенностей. Во-первых, круговая структура с 17 деревянными столбами, предположительно выровненными по весеннему и осеннему равноденствиям, что указывает на сезонные ритуалы. Во-вторых, необычное здание, функция которого еще предстоит установить. В-третьих, признаки так называемого "Herrenhof" – усадьбы знатного человека, построенной, вероятно, в VI веке.
На территории культового места были найдены многочисленные жертвенные дары. На «участке 1" была обнаружена всего одна золотая монета. Однако «участок 2" оказался гораздо богаче: 24 фрагментированных и целых тремисса (золотые монеты), золотой кулон и серебряная серьга. На «участке 3" также были найдены тремиссы и небольшой кулон. Ценность этих подношений свидетельствует о возможном участии региональной элиты в ритуалах.
Предполагается, что эти ритуалы были направлены на умиротворение местных богов и обеспечение хорошего урожая. Любопытно, что средневековые миссионерские тексты упоминают "Diobolgeldæ" – «деньги дьявола», которые требовалось отречься при обращении в христианство. Эти «деньги дьявола» можно рассматривать как аналоги подношений местным божествам.
Интересен и тот факт, что культовое место было заброшено в конце VII или начале VIII века, то есть до широкого распространения христианства в регионе. Это может указывать на раннее обращение в христианство местной элиты, что привело к прекращению ритуальных практик.
Деятельность миссионеров Плехельма и Лебуина в этом регионе около 760 года, а также основание первых церквей в Олдензале, свидетельствует о постепенном укоренении христианства. Однако заброшенность Хезингена до прихода миссионеров подчеркивает сложный и неоднородный процесс христианизации.
Открытие Хезингена существенно расширяет представление о религиозной жизни в Нидерландах в эпоху раннего средневековья. Оно подчеркивает важность локальных исследований для понимания сложных религиозных и политических изменений, произошедших в период перехода от язычества к христианству.
Дальнейшие исследования, несомненно, прольют еще больше света на тайны Хезингена, позволяя лучше понять верования, ритуалы и социальную структуру общества, существовавшего в этом регионе 1300 лет назад. Культовое место в Хезингене – это археологическая находка и окно в мир, существовавший на пороге новой эпохи.