В Национальном музее Индонезии в Джакарте открылась выставка, демонстрирующая бесценные артефакты, недавно возвращенные из Нидерландов. Среди экспонатов – древние каменные статуи Будды и изысканные ювелирные изделия. Возвращение более 800 предметов стало результатом соглашения 2022 года между Индонезией и Нидерландами. Это не просто акт доброй воли, а важный шаг в процессе реституции – возвращения культурных ценностей на их историческую родину.
Эти артефакты, попавшие в руки ученых, миссионеров и контрабандистов на протяжении четырех веков колониального господства, стали невольными свидетелями драматических страниц истории. Реституция, набирающая обороты по всему миру, – это способ не только вернуть исторические сокровища, но и восстановить правдивую картину прошлого, заполнить пробелы в летописи и противостоять манипуляциям историческими фактами.
Примеры реституции можно встретить по всему миру. В 2021 году Франция вернула Бенину статуи, королевские троны и священные алтари. Бельгия передала Конго зуб с золотым напылением, принадлежавший Патрису Лумумбе. В 2023 году Камбоджа получила назад украденные артефакты из США, а музейные власти Берлина согласились вернуть человеческие черепа, вывезенные из бывшей Германской Восточной Африки. В том же году правительство Нидерландов объявило о возвращении не только индонезийских, но и награбленных сокровищ из Шри-Ланки.
Переговоры между Индонезией и Нидерландами о возвращении культурных ценностей велись с момента обретения Индонезией независимости в августе 1945 года. Официальный запрос на конкретные предметы был подан в июле 2022 года. Ранее, в 1978 году, Нидерланды вернули статую принцессы Праджни Парамиты XIII века из яванского королевства Сингхасари, а также седло и копье, принадлежавшие принцу Дипонегоро XIX века. В 2015 году был возвращен скипетр принца Дипонегоро, а в 2020 году король Виллем-Александр вернул его позолоченный кинжал крис.
Одной из самых ожидаемых реституций является возвращение останков «яванского человека» (Homo erectus), собранных голландским палеоантропологом Эженом Дюбуа в XIX веке. Этот вопрос все еще остается открытым. Кроме того, в 2019 году администрация города Делфт вернула 1500 предметов из обанкротившейся коллекции музея Нусантара.
По словам посла Нидерландов в Индонезии Марка Герритсена, реституция направлена на возвращение культурных объектов, которые были украдены в колониальный период, а не на опустошение европейских музеев. Он признает, что существуют элементы голландской истории, которыми его страна не гордится, и выражает благодарность Индонезии за ее приверженность сохранению истории. Нидерланды даже предложили помощь в улучшении условий хранения музейных экспонатов и повышении квалификации персонала.
Однако, параллельно с радостью от возвращения культурных ценностей, возникает и беспокойство за их сохранность. Индонезия сталкивается с критикой из-за отсутствия надежной законодательной базы для защиты культурного наследия и охраны природы. В период с 2010 по 2020 год было зафиксировано по меньшей мере 11 музейных краж, а в 2023 году произошел грабеж археологических объектов из реки Батангхари.
Френгки Симанджунтак, посетитель музея, подчеркивает необходимость не только возвращать артефакты, но и обеспечивать их надлежащую защиту. Лектор университета Гаджа Мада, Ручитарахма Ристиаван, в своем отчете за 2023 год указывает на уязвимость музеев и археологических объектов.
В настоящее время выставка реституированных артефактов открыта в Национальном музее Индонезии, и ее уже успели посетить множество людей, среди которых были Шалоом Азура и Пуджа. Но вопрос о том, как защитить возвращенные сокровища и сохранить их для будущих поколений, остается по-прежнему актуальным.
Этот процесс восстановления исторической справедливости является важным шагом на пути к взаимопониманию и уважению между народами. Возвращение артефактов – это акт реституции и возможность переосмыслить историю и понять ее значение для будущего.
Изображение носит иллюстративный характер
Эти артефакты, попавшие в руки ученых, миссионеров и контрабандистов на протяжении четырех веков колониального господства, стали невольными свидетелями драматических страниц истории. Реституция, набирающая обороты по всему миру, – это способ не только вернуть исторические сокровища, но и восстановить правдивую картину прошлого, заполнить пробелы в летописи и противостоять манипуляциям историческими фактами.
Примеры реституции можно встретить по всему миру. В 2021 году Франция вернула Бенину статуи, королевские троны и священные алтари. Бельгия передала Конго зуб с золотым напылением, принадлежавший Патрису Лумумбе. В 2023 году Камбоджа получила назад украденные артефакты из США, а музейные власти Берлина согласились вернуть человеческие черепа, вывезенные из бывшей Германской Восточной Африки. В том же году правительство Нидерландов объявило о возвращении не только индонезийских, но и награбленных сокровищ из Шри-Ланки.
Переговоры между Индонезией и Нидерландами о возвращении культурных ценностей велись с момента обретения Индонезией независимости в августе 1945 года. Официальный запрос на конкретные предметы был подан в июле 2022 года. Ранее, в 1978 году, Нидерланды вернули статую принцессы Праджни Парамиты XIII века из яванского королевства Сингхасари, а также седло и копье, принадлежавшие принцу Дипонегоро XIX века. В 2015 году был возвращен скипетр принца Дипонегоро, а в 2020 году король Виллем-Александр вернул его позолоченный кинжал крис.
Одной из самых ожидаемых реституций является возвращение останков «яванского человека» (Homo erectus), собранных голландским палеоантропологом Эженом Дюбуа в XIX веке. Этот вопрос все еще остается открытым. Кроме того, в 2019 году администрация города Делфт вернула 1500 предметов из обанкротившейся коллекции музея Нусантара.
По словам посла Нидерландов в Индонезии Марка Герритсена, реституция направлена на возвращение культурных объектов, которые были украдены в колониальный период, а не на опустошение европейских музеев. Он признает, что существуют элементы голландской истории, которыми его страна не гордится, и выражает благодарность Индонезии за ее приверженность сохранению истории. Нидерланды даже предложили помощь в улучшении условий хранения музейных экспонатов и повышении квалификации персонала.
Однако, параллельно с радостью от возвращения культурных ценностей, возникает и беспокойство за их сохранность. Индонезия сталкивается с критикой из-за отсутствия надежной законодательной базы для защиты культурного наследия и охраны природы. В период с 2010 по 2020 год было зафиксировано по меньшей мере 11 музейных краж, а в 2023 году произошел грабеж археологических объектов из реки Батангхари.
Френгки Симанджунтак, посетитель музея, подчеркивает необходимость не только возвращать артефакты, но и обеспечивать их надлежащую защиту. Лектор университета Гаджа Мада, Ручитарахма Ристиаван, в своем отчете за 2023 год указывает на уязвимость музеев и археологических объектов.
В настоящее время выставка реституированных артефактов открыта в Национальном музее Индонезии, и ее уже успели посетить множество людей, среди которых были Шалоом Азура и Пуджа. Но вопрос о том, как защитить возвращенные сокровища и сохранить их для будущих поколений, остается по-прежнему актуальным.
Этот процесс восстановления исторической справедливости является важным шагом на пути к взаимопониманию и уважению между народами. Возвращение артефактов – это акт реституции и возможность переосмыслить историю и понять ее значение для будущего.