Мифы о древнеегипетских методах лечения мигрени окутаны загадками и недопониманиями. Распространенная история о глиняном крокодиле, прикладываемом к голове, на самом деле является лишь частью более сложной картины. Ученые, анализируя древние медицинские папирусы, обнаружили, что методы лечения головной боли были разнообразными и основывались на древних верованиях.
Понятие «мигрень», как и термин, обозначающий «боль в половине головы», берет свои корни в древнем Египте, хотя древнеегипетское понимание этой болезни, возможно, отличалось от современного. В знаменитом папирусе Эберса, датируемом 1550 годом до нашей эры, нет упоминаний о лечении мигрени крокодилом. Вместо этого предлагается прикладывание головы сома, пропитанной жиром или маслом, к больной стороне головы в течение четырех дней.
Глиняный крокодил с глазами из фаянса и зерном во рту, фигурирует в другом медицинском папирусе – Честер Битти V. Он датируется примерно 1292–1190 годами до нашей эры. Это не просто компресс: крокодил выступал в качестве магического инструмента. К голове больного также прикрепляли льняную полоску с изображениями различных божеств. Этот обряд являлся частью заклинания, направленного против демонического «противника», вызывающего боль. Крокодил, как божественный защитник от зла, должен был впитать боль и быть выброшенным.
Использование глиняных фигурок, таких как крокодилы, ибисы, карлики и женщины, не было чем-то необычным в древнеегипетской медицине. Эти предметы не предназначались для физического воздействия, а скорее служили магическими элементами для ритуалов. Эффект от такого лечения, вероятно, был связан с эффектом плацебо и силой внушения, а не с реальными терапевтическими свойствами глиняных фигурок или головы сома. Как минимум, глиняный крокодил пах куда лучше, чем четырехдневная рыбья голова.
Изображение носит иллюстративный характер
Понятие «мигрень», как и термин, обозначающий «боль в половине головы», берет свои корни в древнем Египте, хотя древнеегипетское понимание этой болезни, возможно, отличалось от современного. В знаменитом папирусе Эберса, датируемом 1550 годом до нашей эры, нет упоминаний о лечении мигрени крокодилом. Вместо этого предлагается прикладывание головы сома, пропитанной жиром или маслом, к больной стороне головы в течение четырех дней.
Глиняный крокодил с глазами из фаянса и зерном во рту, фигурирует в другом медицинском папирусе – Честер Битти V. Он датируется примерно 1292–1190 годами до нашей эры. Это не просто компресс: крокодил выступал в качестве магического инструмента. К голове больного также прикрепляли льняную полоску с изображениями различных божеств. Этот обряд являлся частью заклинания, направленного против демонического «противника», вызывающего боль. Крокодил, как божественный защитник от зла, должен был впитать боль и быть выброшенным.
Использование глиняных фигурок, таких как крокодилы, ибисы, карлики и женщины, не было чем-то необычным в древнеегипетской медицине. Эти предметы не предназначались для физического воздействия, а скорее служили магическими элементами для ритуалов. Эффект от такого лечения, вероятно, был связан с эффектом плацебо и силой внушения, а не с реальными терапевтическими свойствами глиняных фигурок или головы сома. Как минимум, глиняный крокодил пах куда лучше, чем четырехдневная рыбья голова.