В 1836 году в местности Рос-Карр, на восточном побережье Англии в графстве Восточный Йоркшир, рабочие, копавшие дренажную канаву, сделали поразительное открытие. Под слоем голубой глины, что указывает на ритуальное захоронение в воде, они обнаружили набор деревянных артефактов. Углеродный анализ установил их возраст: фигуры были созданы между 600 и 500 годами до нашей эры, в эпоху позднего бронзового века. Этим идолам около 2600 лет.

Изначально находка состояла из восьми человеческих фигур, двух миниатюрных лодок и набора небольших рук и оружия. Из-за плохого состояния три фигуры и одну лодку извлечь не удалось. Сохранившиеся артефакты в конце XIX века были переданы в Музей археологии Халла и Восточного Райдинга, где они находятся и по сей день.
Каждая из сохранившихся фигур вырезана из тиса и имеет высоту от 35 до 41 сантиметра. В их головы вставлены глаза из кварцита, причем размеры глаз на каждой фигуре заметно различаются. Единственная уцелевшая лодка украшена головой морского змея на носу и имеет частично просверленные отверстия, позволяющие установить на ней до четырех фигур.
Самой загадочной деталью является анатомия фигур. В области паха у них просверлены отверстия, в которые можно вставлять небольшие изогнутые деревянные детали. С установленной деталью фигура однозначно идентифицируется как мужская. Если деталь убрать, идола можно интерпретировать как женского. Эта особенность стала ключом к основным теориям о предназначении артефактов.
Первоначальные гипотезы, упоминавшиеся в исследовании 1990 года, были либо библейскими, либо оккультными. Одна из теорий предполагала, что восемь фигур символизируют восемь человек, спасшихся на Ноевом ковчеге. Другая же называла их «зловещими культовыми фигурами» неизвестного предназначения.
Современная и наиболее аргументированная теория, выдвинутая Музеем археологии Халла и Восточного Райдинга, связывает фигуры с культом скандинавского бога Одина или его более древней ипостаси, Улля. Эта версия опирается на три ключевых факта. Во-первых, фигуры сделаны из тиса — дерева, которое в скандинавской мифологии прочно ассоциируется с Одином, богом-колдуном и мастером перевоплощений.
Во-вторых, кварцитовые глаза разного размера могут символизировать знаменитый миф, согласно которому Один пожертвовал один свой глаз, чтобы обрести дар провидения и видеть будущее. Разноразмерные глаза фигур могли быть прямым указанием на эту жертву и провидческие способности божества.
Третьим и главным доказательством является способность Одина к оборотничеству. Он мог менять облик, превращаясь в женщину, что объясняет сменную гендерную принадлежность фигур. Также Один мог принимать форму морского змея, что напрямую перекликается с дизайном лодки, на которой перевозили идолов.
С современной точки зрения эти артефакты представляют собой уникальный исторический прецедент. Представители музея заявляют, что фигуры «бросают вызов нашему современному представлению о гендерной идентичности и гендерных ролях». Несмотря на возможность быть женщинами, фигуры держат в руках щиты и дубинки — атрибуты, традиционно ассоциирующиеся с воинами-мужчинами.
Фигуры из Рос-Карра входят в условный список «Удивительных артефактов», включающий и другие загадочные находки. Среди них — миниатюрный скелет возрастом 2000 лет, который был сувениром на римском пиру; 1900-летняя трехликая кельтская скульптура «Голова из Корлека», найденная в Ирландии на «Холме Смерти» и, возможно, связанная с человеческими жертвоприношениями; а также 1500-летние броши-орлы с драгоценными камнями и стеклом, которые носили влиятельные женщины вестготов.

Изображение носит иллюстративный характер
Изначально находка состояла из восьми человеческих фигур, двух миниатюрных лодок и набора небольших рук и оружия. Из-за плохого состояния три фигуры и одну лодку извлечь не удалось. Сохранившиеся артефакты в конце XIX века были переданы в Музей археологии Халла и Восточного Райдинга, где они находятся и по сей день.
Каждая из сохранившихся фигур вырезана из тиса и имеет высоту от 35 до 41 сантиметра. В их головы вставлены глаза из кварцита, причем размеры глаз на каждой фигуре заметно различаются. Единственная уцелевшая лодка украшена головой морского змея на носу и имеет частично просверленные отверстия, позволяющие установить на ней до четырех фигур.
Самой загадочной деталью является анатомия фигур. В области паха у них просверлены отверстия, в которые можно вставлять небольшие изогнутые деревянные детали. С установленной деталью фигура однозначно идентифицируется как мужская. Если деталь убрать, идола можно интерпретировать как женского. Эта особенность стала ключом к основным теориям о предназначении артефактов.
Первоначальные гипотезы, упоминавшиеся в исследовании 1990 года, были либо библейскими, либо оккультными. Одна из теорий предполагала, что восемь фигур символизируют восемь человек, спасшихся на Ноевом ковчеге. Другая же называла их «зловещими культовыми фигурами» неизвестного предназначения.
Современная и наиболее аргументированная теория, выдвинутая Музеем археологии Халла и Восточного Райдинга, связывает фигуры с культом скандинавского бога Одина или его более древней ипостаси, Улля. Эта версия опирается на три ключевых факта. Во-первых, фигуры сделаны из тиса — дерева, которое в скандинавской мифологии прочно ассоциируется с Одином, богом-колдуном и мастером перевоплощений.
Во-вторых, кварцитовые глаза разного размера могут символизировать знаменитый миф, согласно которому Один пожертвовал один свой глаз, чтобы обрести дар провидения и видеть будущее. Разноразмерные глаза фигур могли быть прямым указанием на эту жертву и провидческие способности божества.
Третьим и главным доказательством является способность Одина к оборотничеству. Он мог менять облик, превращаясь в женщину, что объясняет сменную гендерную принадлежность фигур. Также Один мог принимать форму морского змея, что напрямую перекликается с дизайном лодки, на которой перевозили идолов.
С современной точки зрения эти артефакты представляют собой уникальный исторический прецедент. Представители музея заявляют, что фигуры «бросают вызов нашему современному представлению о гендерной идентичности и гендерных ролях». Несмотря на возможность быть женщинами, фигуры держат в руках щиты и дубинки — атрибуты, традиционно ассоциирующиеся с воинами-мужчинами.
Фигуры из Рос-Карра входят в условный список «Удивительных артефактов», включающий и другие загадочные находки. Среди них — миниатюрный скелет возрастом 2000 лет, который был сувениром на римском пиру; 1900-летняя трехликая кельтская скульптура «Голова из Корлека», найденная в Ирландии на «Холме Смерти» и, возможно, связанная с человеческими жертвоприношениями; а также 1500-летние броши-орлы с драгоценными камнями и стеклом, которые носили влиятельные женщины вестготов.