Исследование, опубликованное в ноябрьском выпуске 2025 года журнала «Journal of Archaeological Science» антропологами Карлом Липо из Бингемтонского университета и Терри Хантом из Аризонского университета, выдвигает гипотезу о том, что гигантские статуи моаи на острове Пасхи (Рапа-Нуи) перемещались в вертикальном положении при помощи «шагающего» движения. Этот метод, основанный на принципах маятниковой динамики, требовал небольшого числа людей и был описан авторами как «удивительно изобретательный» и «поразительно эффективный».

Центральным доказательством теории служат особенности 62 статуй, найденных брошенными на древних дорогах. Эти «дорожные моаи» отличаются от завершенных истуканов, установленных на церемониальных платформах. Их ключевая характеристика — преднамеренный наклон вперед от 6 до 15 градусов и заниженный центр масс. Такая конструкция обеспечивала необходимую устойчивость для раскачивания из стороны в сторону.
Механизм передвижения заключался в раскачивании статуи с помощью трех длинных веревок, что позволяло ее D-образному основанию поворачиваться и действовать как точка опоры для каждого «шага». Физика процесса такова, что после начала раскачивания для поддержания движения требовалось значительно меньше усилий. Кроме того, у «дорожных моаи» отсутствуют глазницы, что указывает на то, что финальная резьба производилась уже после доставки статуи на место.
Для проверки гипотезы команда создала виртуальные 3D-модели. Расчеты показали, что для начала движения требовалось от 15 до 60 человек, а для его поддержания — всего от 5 до 25. Используемые веревки имели длину от 20 до 30 метров (65–98 футов). Моделирование продемонстрировало, что средний моаи мог «пройти» около 310 метров (1000 футов) в час, делая шаги длиной примерно 89 сантиметров (35 дюймов).
Таким образом, для преодоления среднего расстояния в 10 километров (6,2 мили) от каменоломни Рано Рараку до места назначения статуе потребовалось бы совершить около 11 000 шагов. Эти данные полностью меняют представление о ресурсах, которые народ Рапа-Нуи, заселивший остров около 1000 лет назад, тратил на транспортировку.
Предварительная практическая демонстрация метода состоялась в 2012 году. Команда из 18 человек смогла «провести» копию моаи весом 4,4 метрической тонны (4,8 тонны) на расстояние 100 метров (328 футов) за 40 минут, подтвердив жизнеспособность теории. Остров Пасхи, площадь которого составляет 164 квадратных километра (63 кв. мили), насчитывает не менее 962 статуй высотой от 1,1 до 9,8 метра (3,7–32,6 фута) и весом в среднем в десятки тонн.
Однако данная теория не является общепринятой. Сью Гамильтон, археолог и профессор доисторической эпохи в Университетском колледже Лондона, отмечает, что исследование демонстрирует лишь техническую возможность, но не является прямым доказательством того, что статуи перемещали именно так.
Гамильтон предлагает альтернативные объяснения уникальной конструкции «дорожных моаи». Они могли служить для других церемониальных целей, быть изготовлены различными группами с разным уровнем мастерства или представлять собой конструктивную особенность, характерную для определенного периода.
В ответ на критику авторы исследования Карл Липо и Терри Хант заявляют, что противники «шагающей» гипотезы до сих пор не предложили правдоподобных альтернатив, которые бы объясняли всю совокупность археологических свидетельств, включая специфическую форму и наклон незавершенных статуй.

Изображение носит иллюстративный характер
Центральным доказательством теории служат особенности 62 статуй, найденных брошенными на древних дорогах. Эти «дорожные моаи» отличаются от завершенных истуканов, установленных на церемониальных платформах. Их ключевая характеристика — преднамеренный наклон вперед от 6 до 15 градусов и заниженный центр масс. Такая конструкция обеспечивала необходимую устойчивость для раскачивания из стороны в сторону.
Механизм передвижения заключался в раскачивании статуи с помощью трех длинных веревок, что позволяло ее D-образному основанию поворачиваться и действовать как точка опоры для каждого «шага». Физика процесса такова, что после начала раскачивания для поддержания движения требовалось значительно меньше усилий. Кроме того, у «дорожных моаи» отсутствуют глазницы, что указывает на то, что финальная резьба производилась уже после доставки статуи на место.
Для проверки гипотезы команда создала виртуальные 3D-модели. Расчеты показали, что для начала движения требовалось от 15 до 60 человек, а для его поддержания — всего от 5 до 25. Используемые веревки имели длину от 20 до 30 метров (65–98 футов). Моделирование продемонстрировало, что средний моаи мог «пройти» около 310 метров (1000 футов) в час, делая шаги длиной примерно 89 сантиметров (35 дюймов).
Таким образом, для преодоления среднего расстояния в 10 километров (6,2 мили) от каменоломни Рано Рараку до места назначения статуе потребовалось бы совершить около 11 000 шагов. Эти данные полностью меняют представление о ресурсах, которые народ Рапа-Нуи, заселивший остров около 1000 лет назад, тратил на транспортировку.
Предварительная практическая демонстрация метода состоялась в 2012 году. Команда из 18 человек смогла «провести» копию моаи весом 4,4 метрической тонны (4,8 тонны) на расстояние 100 метров (328 футов) за 40 минут, подтвердив жизнеспособность теории. Остров Пасхи, площадь которого составляет 164 квадратных километра (63 кв. мили), насчитывает не менее 962 статуй высотой от 1,1 до 9,8 метра (3,7–32,6 фута) и весом в среднем в десятки тонн.
Однако данная теория не является общепринятой. Сью Гамильтон, археолог и профессор доисторической эпохи в Университетском колледже Лондона, отмечает, что исследование демонстрирует лишь техническую возможность, но не является прямым доказательством того, что статуи перемещали именно так.
Гамильтон предлагает альтернативные объяснения уникальной конструкции «дорожных моаи». Они могли служить для других церемониальных целей, быть изготовлены различными группами с разным уровнем мастерства или представлять собой конструктивную особенность, характерную для определенного периода.
В ответ на критику авторы исследования Карл Липо и Терри Хант заявляют, что противники «шагающей» гипотезы до сих пор не предложили правдоподобных альтернатив, которые бы объясняли всю совокупность археологических свидетельств, включая специфическую форму и наклон незавершенных статуй.