Современная ассоциация пугала с осенью парадоксальна. В США они появляются на кукурузных лабиринтах, фестивалях урожая и витринах магазинов именно в это время года. Однако, по словам историка и фольклориста Джеймса П. Лири, специализирующегося на сельской жизни Среднего Запада, если бы пугала предназначались для отпугивания птиц, «они были бы сооружены весной и служили бы своей цели в течение лета». Ученый-агроном Ребекка Браун подтверждает, что никогда не видела, чтобы коммерческие фермы использовали пугала по прямому назначению; сегодня они служат исключительно как «сезонное украшение».

Птицы всегда были проблемой для фермеров. Только в Америке они ежегодно наносят ущерб урожаю на сумму более 100 миллионов долларов. Самыми ранними «отпугивателями птиц» были дети, бегавшие по полям с палками. Египтолог Валаа Мохамед Абдельхаким, изучая древнеегипетские изображения, пришел к выводу, что детям нравилось это занятие. Позже фермерские общины от Европы до Новой Гвинеи независимо друг от друга начали создавать человекоподобные фигуры из дерева, ткани, сена и костей животных.
Истоки пугала имеют как практические, так и сверхъестественные корни. Движение от ветра развевающейся одежды должно было имитировать человека и отпугивать птиц. Однако греко-римские пугала часто представляли собой гиперфаллические деревянные статуи бога плодородия Приапа. Средневековые германские общины использовали фигуры гоблинов из дерева и тряпья. Связь с магией прослеживается и в языке: старинное шотландское название пугала, «Bogle», также обозначало фольклорного духа, а германское «Bootzamon» было одновременно и названием бугимена, и пугала.
Научное понимание поведения птиц объясняет, почему пугала неэффективны. Сьюзен Г. Фридман, эксперт по поведению птиц, утверждает, что птицы с опаской относятся к новым объектам, но быстро к ним привыкают. Процесс десенсибилизации может занять от нескольких недель до нескольких дней. Статичная фигура перестает восприниматься как угроза.
В XX веке предпринимались попытки усовершенствовать конструкцию. В 1930-х годах американские фермеры прикрепляли к пугалам динамики для создания шума. В конце столетия ученые-агрономы экспериментировали с системами выталкивания, чтобы фигуры неожиданно появлялись из-за укрытий. Специалист по поведению птиц Джулия Пондер отмечает, что движение и шум могут повысить эффективность, но лишь на «несколько дополнительных дней без птиц».
С середины XX века, с развитием промышленного сельского хозяйства, традиционные пугала окончательно устарели. На смену им пришли высокотехнологичные решения: химические репелленты, защитные сетки и так называемые «лазерные пугала». По словам Ребекки Браун, это лазерные турели, которые отпугивают светочувствительных птиц. Стоимость таких систем варьируется от нескольких сотен до более чем 10 000 долларов.
Наряду с дорогими технологиями появились и более эффективные, основанные на понимании поведения птиц, низкобюджетные методы. К ним относятся подвешенные старые компакт-диски, развевающаяся на ветру майларовая лента и гирлянды из переработанных алюминиевых форм для выпечки. Джеймс П. Лири наблюдал, как в его родном городе Райс-Лейк, штат Висконсин, фермеры со временем полностью перешли от пугал к алюминиевым формам.
Потеряв утилитарную функцию, пугало трансформировалось в культурный феномен. Джеймс П. Лири объясняет его осеннюю ассоциацию «смешением и слиянием» различных аграрных традиций, включая европейские обычаи сжигания чучел во время сбора урожая. Британский фольклорист Роберт Эдгар считает, что его «кустарная эстетика из соломы и прутьев» вызывает «народное» ощущение прошлого, а «жутковатый, квазичеловеческий вид» идеально вписывается в эстетику ужасов.
Жанр хоррора активно эксплуатирует этот образ. По мнению Лири, фильмы ужасов с пугалами играют на страхах горожан перед сельской местностью и используют троп, где безобидная фигура становится злой. При этом он подчеркивает, что связь пугала с хоррором является «относительно недавней». Его роль как символа аграрного наследия гораздо старше и глубже.
В своем последнем перевоплощении пугало стало символом единения и творчества. Во многих населенных пунктах США и Великобритании проводятся фестивали, посвященные созданию художественных и добродушных пугал. Одним из ярких примеров является Фестиваль пугал в Чапелл-Хилл, штат Техас. По словам организатора и владельца магазина Уильяма Этвуда, эта традиция существует уже более 40 лет. Местные предприятия и организации создают уникальные фигуры, демонстрируя креативность и юмор, чтобы отпраздновать время года и сплотить сообщество.

Изображение носит иллюстративный характер
Птицы всегда были проблемой для фермеров. Только в Америке они ежегодно наносят ущерб урожаю на сумму более 100 миллионов долларов. Самыми ранними «отпугивателями птиц» были дети, бегавшие по полям с палками. Египтолог Валаа Мохамед Абдельхаким, изучая древнеегипетские изображения, пришел к выводу, что детям нравилось это занятие. Позже фермерские общины от Европы до Новой Гвинеи независимо друг от друга начали создавать человекоподобные фигуры из дерева, ткани, сена и костей животных.
Истоки пугала имеют как практические, так и сверхъестественные корни. Движение от ветра развевающейся одежды должно было имитировать человека и отпугивать птиц. Однако греко-римские пугала часто представляли собой гиперфаллические деревянные статуи бога плодородия Приапа. Средневековые германские общины использовали фигуры гоблинов из дерева и тряпья. Связь с магией прослеживается и в языке: старинное шотландское название пугала, «Bogle», также обозначало фольклорного духа, а германское «Bootzamon» было одновременно и названием бугимена, и пугала.
Научное понимание поведения птиц объясняет, почему пугала неэффективны. Сьюзен Г. Фридман, эксперт по поведению птиц, утверждает, что птицы с опаской относятся к новым объектам, но быстро к ним привыкают. Процесс десенсибилизации может занять от нескольких недель до нескольких дней. Статичная фигура перестает восприниматься как угроза.
В XX веке предпринимались попытки усовершенствовать конструкцию. В 1930-х годах американские фермеры прикрепляли к пугалам динамики для создания шума. В конце столетия ученые-агрономы экспериментировали с системами выталкивания, чтобы фигуры неожиданно появлялись из-за укрытий. Специалист по поведению птиц Джулия Пондер отмечает, что движение и шум могут повысить эффективность, но лишь на «несколько дополнительных дней без птиц».
С середины XX века, с развитием промышленного сельского хозяйства, традиционные пугала окончательно устарели. На смену им пришли высокотехнологичные решения: химические репелленты, защитные сетки и так называемые «лазерные пугала». По словам Ребекки Браун, это лазерные турели, которые отпугивают светочувствительных птиц. Стоимость таких систем варьируется от нескольких сотен до более чем 10 000 долларов.
Наряду с дорогими технологиями появились и более эффективные, основанные на понимании поведения птиц, низкобюджетные методы. К ним относятся подвешенные старые компакт-диски, развевающаяся на ветру майларовая лента и гирлянды из переработанных алюминиевых форм для выпечки. Джеймс П. Лири наблюдал, как в его родном городе Райс-Лейк, штат Висконсин, фермеры со временем полностью перешли от пугал к алюминиевым формам.
Потеряв утилитарную функцию, пугало трансформировалось в культурный феномен. Джеймс П. Лири объясняет его осеннюю ассоциацию «смешением и слиянием» различных аграрных традиций, включая европейские обычаи сжигания чучел во время сбора урожая. Британский фольклорист Роберт Эдгар считает, что его «кустарная эстетика из соломы и прутьев» вызывает «народное» ощущение прошлого, а «жутковатый, квазичеловеческий вид» идеально вписывается в эстетику ужасов.
Жанр хоррора активно эксплуатирует этот образ. По мнению Лири, фильмы ужасов с пугалами играют на страхах горожан перед сельской местностью и используют троп, где безобидная фигура становится злой. При этом он подчеркивает, что связь пугала с хоррором является «относительно недавней». Его роль как символа аграрного наследия гораздо старше и глубже.
В своем последнем перевоплощении пугало стало символом единения и творчества. Во многих населенных пунктах США и Великобритании проводятся фестивали, посвященные созданию художественных и добродушных пугал. Одним из ярких примеров является Фестиваль пугал в Чапелл-Хилл, штат Техас. По словам организатора и владельца магазина Уильяма Этвуда, эта традиция существует уже более 40 лет. Местные предприятия и организации создают уникальные фигуры, демонстрируя креативность и юмор, чтобы отпраздновать время года и сплотить сообщество.