Ssylka

Геологическое открытие состарило Карнакский храм на века

Давние и острые споры о реальном возрасте Карнакского храма, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, получили новое разрешение. Исследование, опубликованное 6 октября в журнале Antiquity, предоставляет временные рамки для самого раннего заселения и строительства на этом месте, датируя его эпохой Древнего царства (около 2591–2152 гг. до н. э.), что значительно древнее, чем считалось ранее.
Геологическое открытие состарило Карнакский храм на века
Изображение носит иллюстративный характер

Международная исследовательская группа пришла к таким выводам, проанализировав 61 образец керна осадочных пород, взятых вокруг храмового комплекса. Химический состав и датировка кернов показали, что до примерно 2520 года до н. э. это место было необитаемым из-за быстрых вод Нила и регулярных сильных наводнений.

С течением времени русла Нила разошлись, что привело к образованию стабильного участка суши. Самые ранние строения Карнака были возведены на острове возвышенности, который сформировался между восточным и западным руслами реки. Сегодня этот храмовый комплекс находится примерно в 1640 футах (около 500 метров) к востоку от современного течения Нила.

Геологические данные подтверждаются анализом десятков тысяч керамических фрагментов, найденных на этом месте. Самые ранние черепки, обнаруженные исследователями, датируются периодом между 2305 и 1980 годами до н. э., что полностью совпадает с датировкой эпохи Древнего царства.

Выбор места для строительства был неслучаен и глубоко символичен. Он напрямую связан с мифом о сотворении мира Древнего царства, согласно которому бог-создатель вышел из «озера» в виде возвышенности. Этот миф породил новую форму бога-создателя — «Ра-Амона».

Фиванская элита сознательно выбрала этот участок земли, поскольку естественный рельеф, поднимающийся над окружающими водами, физически воплощал эту важнейшую космогоническую сцену. Таким образом, сам ландшафт стал частью религиозного повествования.

В период Среднего царства (около 1980–1760 гг. до н. э.) миф развился, повествуя о «первозданном холме», поднявшемся из «Вод Хаоса». Ежегодные разливы и отступления Нила естественным образом иллюстрировали этот миф каждый год, постоянно укрепляя священную географию храма.

Строители не только использовали природный рельеф, но и активно формировали его. Они сбрасывали пустынный песок в расширяющиеся русла реки, чтобы создать еще больше земли для строительства. Эта техника определила дальнейшее развитие храма, где новые сооружения возводились поверх старых, заиленных речных русел.

В число соавторов исследования входят археолог Кристиан Стратт из Саутгемптонского университета, Доминик Баркер и геоархеолог Бен Пеннингтон.

В дальнейших планах исследовательской группы — расширить свою геолого-археологическую съемку, чтобы охватить пойму всего региона. Команда также намерена провести аналогичный анализ на других крупных археологических объектах Древнего Египта.


Новое на сайте