Давние и острые споры о реальном возрасте Карнакского храма, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, получили новое разрешение. Исследование, опубликованное 6 октября в журнале Antiquity, предоставляет временные рамки для самого раннего заселения и строительства на этом месте, датируя его эпохой Древнего царства (около 2591–2152 гг. до н. э.), что значительно древнее, чем считалось ранее.

Международная исследовательская группа пришла к таким выводам, проанализировав 61 образец керна осадочных пород, взятых вокруг храмового комплекса. Химический состав и датировка кернов показали, что до примерно 2520 года до н. э. это место было необитаемым из-за быстрых вод Нила и регулярных сильных наводнений.
С течением времени русла Нила разошлись, что привело к образованию стабильного участка суши. Самые ранние строения Карнака были возведены на острове возвышенности, который сформировался между восточным и западным руслами реки. Сегодня этот храмовый комплекс находится примерно в 1640 футах (около 500 метров) к востоку от современного течения Нила.
Геологические данные подтверждаются анализом десятков тысяч керамических фрагментов, найденных на этом месте. Самые ранние черепки, обнаруженные исследователями, датируются периодом между 2305 и 1980 годами до н. э., что полностью совпадает с датировкой эпохи Древнего царства.
Выбор места для строительства был неслучаен и глубоко символичен. Он напрямую связан с мифом о сотворении мира Древнего царства, согласно которому бог-создатель вышел из «озера» в виде возвышенности. Этот миф породил новую форму бога-создателя — «Ра-Амона».
Фиванская элита сознательно выбрала этот участок земли, поскольку естественный рельеф, поднимающийся над окружающими водами, физически воплощал эту важнейшую космогоническую сцену. Таким образом, сам ландшафт стал частью религиозного повествования.
В период Среднего царства (около 1980–1760 гг. до н. э.) миф развился, повествуя о «первозданном холме», поднявшемся из «Вод Хаоса». Ежегодные разливы и отступления Нила естественным образом иллюстрировали этот миф каждый год, постоянно укрепляя священную географию храма.
Строители не только использовали природный рельеф, но и активно формировали его. Они сбрасывали пустынный песок в расширяющиеся русла реки, чтобы создать еще больше земли для строительства. Эта техника определила дальнейшее развитие храма, где новые сооружения возводились поверх старых, заиленных речных русел.
В число соавторов исследования входят археолог Кристиан Стратт из Саутгемптонского университета, Доминик Баркер и геоархеолог Бен Пеннингтон.
В дальнейших планах исследовательской группы — расширить свою геолого-археологическую съемку, чтобы охватить пойму всего региона. Команда также намерена провести аналогичный анализ на других крупных археологических объектах Древнего Египта.

Изображение носит иллюстративный характер
Международная исследовательская группа пришла к таким выводам, проанализировав 61 образец керна осадочных пород, взятых вокруг храмового комплекса. Химический состав и датировка кернов показали, что до примерно 2520 года до н. э. это место было необитаемым из-за быстрых вод Нила и регулярных сильных наводнений.
С течением времени русла Нила разошлись, что привело к образованию стабильного участка суши. Самые ранние строения Карнака были возведены на острове возвышенности, который сформировался между восточным и западным руслами реки. Сегодня этот храмовый комплекс находится примерно в 1640 футах (около 500 метров) к востоку от современного течения Нила.
Геологические данные подтверждаются анализом десятков тысяч керамических фрагментов, найденных на этом месте. Самые ранние черепки, обнаруженные исследователями, датируются периодом между 2305 и 1980 годами до н. э., что полностью совпадает с датировкой эпохи Древнего царства.
Выбор места для строительства был неслучаен и глубоко символичен. Он напрямую связан с мифом о сотворении мира Древнего царства, согласно которому бог-создатель вышел из «озера» в виде возвышенности. Этот миф породил новую форму бога-создателя — «Ра-Амона».
Фиванская элита сознательно выбрала этот участок земли, поскольку естественный рельеф, поднимающийся над окружающими водами, физически воплощал эту важнейшую космогоническую сцену. Таким образом, сам ландшафт стал частью религиозного повествования.
В период Среднего царства (около 1980–1760 гг. до н. э.) миф развился, повествуя о «первозданном холме», поднявшемся из «Вод Хаоса». Ежегодные разливы и отступления Нила естественным образом иллюстрировали этот миф каждый год, постоянно укрепляя священную географию храма.
Строители не только использовали природный рельеф, но и активно формировали его. Они сбрасывали пустынный песок в расширяющиеся русла реки, чтобы создать еще больше земли для строительства. Эта техника определила дальнейшее развитие храма, где новые сооружения возводились поверх старых, заиленных речных русел.
В число соавторов исследования входят археолог Кристиан Стратт из Саутгемптонского университета, Доминик Баркер и геоархеолог Бен Пеннингтон.
В дальнейших планах исследовательской группы — расширить свою геолого-археологическую съемку, чтобы охватить пойму всего региона. Команда также намерена провести аналогичный анализ на других крупных археологических объектах Древнего Египта.