Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, демонстрирует, что некоторые собаки способны классифицировать объекты на основе их функции, а не только внешнего вида. Эту уникальную способность продемонстрировали собаки, получившие научное определение «Одаренные ученики слов» (Gifted Word Learner, GWL) — животные, обладающие исключительным талантом к изучению названий предметов.

Эксперименты проводились в домашней обстановке собак при участии их владельцев. На первом этапе владельцы знакомили животных с вербальными метками для двух функциональных групп игрушек, используя команды «тяни» и «апорт». Ключевым условием было то, что игрушки в каждой группе не имели схожих физических характеристик. Например, в группу «тяни» могли входить и канат, и резиновое кольцо.
После подтверждения того, что собаки усвоили связь между словесными командами и соответствующими группами игрушек, начался основной этап. Собакам давали играть с совершенно новыми для них предметами из тех же двух функциональных категорий. Принципиально важным было то, что во время этой игры владельцы не использовали команды «тяни» или «апорт», позволяя собаке составить собственное представление о назначении новой игрушки.
В финальном тесте собаки продемонстрировали способность правильно применять оригинальные вербальные метки к новым игрушкам, основываясь исключительно на игровом опыте с ними. Это доказывает, что животные поняли и запомнили именно функцию предмета, а не просто его название или внешний вид, и смогли распространить эту функциональную категорию на незнакомые объекты.
Клаудия Фугацца, этолог из Будапештского университета имени Лоранда Этвёша в Венгрии и ведущий исследователь, приводит аналогию для объяснения этого процесса. По ее словам, это похоже на то, как человек мог бы назвать и молоток, и камень одним функциональным словом, например, «разбиватель». Объекты выглядят по-разному, но используются для одной и той же цели.
Такая способность подтверждает теорию о том, что собаки могут формировать мысленный образ или концепцию объекта, основанную на его использовании. Этот образ, как у собаки по кличке Гайя, участвовавшей в исследовании, они способны вызывать из памяти и применять в новых ситуациях. Процесс напоминает то, как человеческие младенцы учатся ассоциировать слова: они связывают ложки и тарелки, потому что и то, и другое используется для еды.
Данное открытие дополняет уже существующие знания о когнитивных способностях собак. Ранее было установлено, что они могут мысленно «представлять» объекты, общаться с помощью кнопочных досок и понимать довольно сложные слова. Способность к функциональной категоризации является еще одним свидетельством высокого уровня их интеллекта.
При этом авторы исследования признают его ограничения. Для подтверждения результатов требуется более крупная выборка, поскольку в текущей работе участвовали только собаки из специфической группы GWL. Это поднимает новые вопросы для будущих исследований.
Главные из них: присутствует ли эта способность у собак, не относящихся к категории «одаренных учеников»? И могут ли собаки, которые не так успешно запоминают названия предметов, все равно обладать скрытой способностью классифицировать объекты по их функциональному назначению? Дальнейшая работа в этом направлении позволит глубже понять гибкость и пределы языкового мышления у собак.

Изображение носит иллюстративный характер
Эксперименты проводились в домашней обстановке собак при участии их владельцев. На первом этапе владельцы знакомили животных с вербальными метками для двух функциональных групп игрушек, используя команды «тяни» и «апорт». Ключевым условием было то, что игрушки в каждой группе не имели схожих физических характеристик. Например, в группу «тяни» могли входить и канат, и резиновое кольцо.
После подтверждения того, что собаки усвоили связь между словесными командами и соответствующими группами игрушек, начался основной этап. Собакам давали играть с совершенно новыми для них предметами из тех же двух функциональных категорий. Принципиально важным было то, что во время этой игры владельцы не использовали команды «тяни» или «апорт», позволяя собаке составить собственное представление о назначении новой игрушки.
В финальном тесте собаки продемонстрировали способность правильно применять оригинальные вербальные метки к новым игрушкам, основываясь исключительно на игровом опыте с ними. Это доказывает, что животные поняли и запомнили именно функцию предмета, а не просто его название или внешний вид, и смогли распространить эту функциональную категорию на незнакомые объекты.
Клаудия Фугацца, этолог из Будапештского университета имени Лоранда Этвёша в Венгрии и ведущий исследователь, приводит аналогию для объяснения этого процесса. По ее словам, это похоже на то, как человек мог бы назвать и молоток, и камень одним функциональным словом, например, «разбиватель». Объекты выглядят по-разному, но используются для одной и той же цели.
Такая способность подтверждает теорию о том, что собаки могут формировать мысленный образ или концепцию объекта, основанную на его использовании. Этот образ, как у собаки по кличке Гайя, участвовавшей в исследовании, они способны вызывать из памяти и применять в новых ситуациях. Процесс напоминает то, как человеческие младенцы учатся ассоциировать слова: они связывают ложки и тарелки, потому что и то, и другое используется для еды.
Данное открытие дополняет уже существующие знания о когнитивных способностях собак. Ранее было установлено, что они могут мысленно «представлять» объекты, общаться с помощью кнопочных досок и понимать довольно сложные слова. Способность к функциональной категоризации является еще одним свидетельством высокого уровня их интеллекта.
При этом авторы исследования признают его ограничения. Для подтверждения результатов требуется более крупная выборка, поскольку в текущей работе участвовали только собаки из специфической группы GWL. Это поднимает новые вопросы для будущих исследований.
Главные из них: присутствует ли эта способность у собак, не относящихся к категории «одаренных учеников»? И могут ли собаки, которые не так успешно запоминают названия предметов, все равно обладать скрытой способностью классифицировать объекты по их функциональному назначению? Дальнейшая работа в этом направлении позволит глубже понять гибкость и пределы языкового мышления у собак.