Впервые в истории документалистам удалось заснять массовый акт матрифагии – поедания матери собственным потомством – у африканских социальных пауков. Видеозапись зафиксировала, как более тысячи паучат коллективно уничтожают свою мать, а затем и всех остальных взрослых сородичей в колонии, обеспечивая выживание нового поколения ценой полного истребления старого.

События, показанные в эпизоде документального фильма под названием «Родительство», начинаются с того, что из общего гнезда выползает свыше тысячи молодых пауков вида Stegodyphus dumicola. Их движения синхронны и прерывисты, что рассказчик Дэвид Аттенборо описывает как «жуткую игру в,,статуи"», где периоды активности сменяются внезапными замираниями.
Первой коллективной добычей паучат становится насекомое, попавшее в их общую паутину. Они роем набрасываются на жертву и быстро ее пожирают. Однако этого первого обеда оказывается недостаточно, чтобы насытить растущий аппетит более чем тысячи голодных хищников.
Как только насекомое съедено, внимание роя переключается на одного из взрослых пауков – самку, чье здоровье уже подорвано после завершения репродуктивного цикла. Ослабленная мать становится следующей целью для своих детей и племянников.
Вместо того чтобы защищаться, самка демонстрирует полное подчинение. Она лишь дрожит в ожидании, пока ее собственное потомство взбирается на нее и начинает пожирать заживо. Аттенборо комментирует эту сцену: «Ее жертва – высшая, рожденная необходимостью обеспечить выживание следующего поколения».
Это самопожертвование не утоляет голод паучат. Ненасытный рой, покончив с матерью, продолжает свое наступление на других взрослых особей в гнезде. Начинается каскад каннибализма, охватывающий всю колонию.
Молодые пауки систематически истребляют всех взрослых родственников. По словам Аттенборо, они «поедают каждого взрослого в колонии одного за другим, пока не останется только следующее поколение». В итоге в гнезде выживают исключительно представители новой генерации.
Существует предположение, что этот механизм атаки запускается вибрациями. Движения тысяч паучат по паутине могут создавать колебания, схожие с теми, что производит попавшее в ловушку насекомое. Это, в свою очередь, провоцирует у них инстинктивную охотничью реакцию, направленную на ближайший крупный объект — собственную мать.
Продюсер и режиссер эпизода Джефф Уилсон рассказал, что Дэвид Аттенборо, увидев эти кадры, был одновременно «в восторге и в ужасе».
Уилсон также отметил, что за жуткими кадрами скрывается суровая эволюционная логика. «Когда вы отстраняетесь от этого и от ужаса происходящего, это начинает обретать смысл», — пояснил он. Это не бессмысленная жестокость, а предельно эффективная стратегия выживания вида.

Изображение носит иллюстративный характер
События, показанные в эпизоде документального фильма под названием «Родительство», начинаются с того, что из общего гнезда выползает свыше тысячи молодых пауков вида Stegodyphus dumicola. Их движения синхронны и прерывисты, что рассказчик Дэвид Аттенборо описывает как «жуткую игру в,,статуи"», где периоды активности сменяются внезапными замираниями.
Первой коллективной добычей паучат становится насекомое, попавшее в их общую паутину. Они роем набрасываются на жертву и быстро ее пожирают. Однако этого первого обеда оказывается недостаточно, чтобы насытить растущий аппетит более чем тысячи голодных хищников.
Как только насекомое съедено, внимание роя переключается на одного из взрослых пауков – самку, чье здоровье уже подорвано после завершения репродуктивного цикла. Ослабленная мать становится следующей целью для своих детей и племянников.
Вместо того чтобы защищаться, самка демонстрирует полное подчинение. Она лишь дрожит в ожидании, пока ее собственное потомство взбирается на нее и начинает пожирать заживо. Аттенборо комментирует эту сцену: «Ее жертва – высшая, рожденная необходимостью обеспечить выживание следующего поколения».
Это самопожертвование не утоляет голод паучат. Ненасытный рой, покончив с матерью, продолжает свое наступление на других взрослых особей в гнезде. Начинается каскад каннибализма, охватывающий всю колонию.
Молодые пауки систематически истребляют всех взрослых родственников. По словам Аттенборо, они «поедают каждого взрослого в колонии одного за другим, пока не останется только следующее поколение». В итоге в гнезде выживают исключительно представители новой генерации.
Существует предположение, что этот механизм атаки запускается вибрациями. Движения тысяч паучат по паутине могут создавать колебания, схожие с теми, что производит попавшее в ловушку насекомое. Это, в свою очередь, провоцирует у них инстинктивную охотничью реакцию, направленную на ближайший крупный объект — собственную мать.
Продюсер и режиссер эпизода Джефф Уилсон рассказал, что Дэвид Аттенборо, увидев эти кадры, был одновременно «в восторге и в ужасе».
Уилсон также отметил, что за жуткими кадрами скрывается суровая эволюционная логика. «Когда вы отстраняетесь от этого и от ужаса происходящего, это начинает обретать смысл», — пояснил он. Это не бессмысленная жестокость, а предельно эффективная стратегия выживания вида.