Статуи фараона Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри были разбиты не из-за личной ненависти ее преемника Тутмоса III. Новое исследование, опубликованное 24 июня в журнале Antiquity, утверждает: это был ритуал «деактивации». Его провели по той же практике, что применялась к статуям всех умерших фараонов.

Руководитель исследования Юн Йи Вонг, докторант-египтолог Университета Торонто, проанализировал архивные записи раскопок 1920-х и 1930-х годов в Дейр-эль-Бахри (близ древних Фив, современный Луксор). Ключевым доказательством стал характер повреждений статуй царицы. Их ломали в строго определенных слабых точках: на шее, талии и ногах. Лица и надписи при этом не трогали.
В древнеегипетской вере царские статуи считались «мощными и, возможно, даже живыми сущностями». Разрушение в ключевых местах «деактивировало» их силу. Обломки затем ритуально захоранивали в ямах на территории комплекса в Дейр-эль-Бахри. Подобные «деактивационные» захоронения найдены и в других местах, включая знаменитую Каирнетскую кашетку.
Хатшепсут правила около 1473–1458 гг. до н. э. Будучи женой и сводной сестрой фараона Тутмоса II (ок. 1492–1479 гг. до н. э.), она стала регентом при своем малолетнем пасынке Тутмосе III. Однако вскоре она провозгласила себя полноправным фараоном, отодвинув Тутмоса III на роль соправителя с ограниченной властью. Ее правление ознаменовалось масштабным строительством, включая храм в Дейр-эль-Бахри, и успешной экспедицией в загадочную страну Пунт.
Несмотря на ритуальный характер разрушения статуй в Дейр-эль-Бахри, Хатшепсут действительно подверглась посмертным гонениям. Но это была отдельная кампания. На других памятниках по всему Египту ее изображения и имена были намеренно и грубо выскоблены или разбиты, часто с уничтожением лиц. Инициатором этого, по мнению ученых, выступил уже сам Тутмос III.
Юн Йи Вонг подчеркивает ключевое различие: «В Дейр-эль-Бахри статуи были ритуально деактивированы обычным образом. На других объектах статуи и изображения подверглись насильственному стиранию». Это указывает на иную мотивацию. «Тутмосом III двигали ритуальные и практические факторы, а не какая-либо личная неприязнь», – заключает Вонг. Скорее всего, стирание памяти о царице было продиктовано политическими соображениями – желанием укрепить легитимность собственной династии или давлением со стороны элит.
Наглядные примеры – статуи из Дейр-эль-Бахри, найденные в 1920-30-х гг. и ныне хранящиеся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. Одна была обнаружена в нескольких фрагментах и восстановлена. Другая, изображающая Хатшепсут коленопреклоненной, также найдена разбитой и позже собрана. Их повреждения характерны именно для ритуальной деактивации. Разрушение статуй Хатшепсут в ее заупокойном храме не было актом мести. Оно было частью древнего погребального обряда, общего для всех фараонов. Настоящая кампания ее стирания из истории носила иной, политический характер.

Изображение носит иллюстративный характер
Руководитель исследования Юн Йи Вонг, докторант-египтолог Университета Торонто, проанализировал архивные записи раскопок 1920-х и 1930-х годов в Дейр-эль-Бахри (близ древних Фив, современный Луксор). Ключевым доказательством стал характер повреждений статуй царицы. Их ломали в строго определенных слабых точках: на шее, талии и ногах. Лица и надписи при этом не трогали.
В древнеегипетской вере царские статуи считались «мощными и, возможно, даже живыми сущностями». Разрушение в ключевых местах «деактивировало» их силу. Обломки затем ритуально захоранивали в ямах на территории комплекса в Дейр-эль-Бахри. Подобные «деактивационные» захоронения найдены и в других местах, включая знаменитую Каирнетскую кашетку.
Хатшепсут правила около 1473–1458 гг. до н. э. Будучи женой и сводной сестрой фараона Тутмоса II (ок. 1492–1479 гг. до н. э.), она стала регентом при своем малолетнем пасынке Тутмосе III. Однако вскоре она провозгласила себя полноправным фараоном, отодвинув Тутмоса III на роль соправителя с ограниченной властью. Ее правление ознаменовалось масштабным строительством, включая храм в Дейр-эль-Бахри, и успешной экспедицией в загадочную страну Пунт.
Несмотря на ритуальный характер разрушения статуй в Дейр-эль-Бахри, Хатшепсут действительно подверглась посмертным гонениям. Но это была отдельная кампания. На других памятниках по всему Египту ее изображения и имена были намеренно и грубо выскоблены или разбиты, часто с уничтожением лиц. Инициатором этого, по мнению ученых, выступил уже сам Тутмос III.
Юн Йи Вонг подчеркивает ключевое различие: «В Дейр-эль-Бахри статуи были ритуально деактивированы обычным образом. На других объектах статуи и изображения подверглись насильственному стиранию». Это указывает на иную мотивацию. «Тутмосом III двигали ритуальные и практические факторы, а не какая-либо личная неприязнь», – заключает Вонг. Скорее всего, стирание памяти о царице было продиктовано политическими соображениями – желанием укрепить легитимность собственной династии или давлением со стороны элит.
Наглядные примеры – статуи из Дейр-эль-Бахри, найденные в 1920-30-х гг. и ныне хранящиеся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. Одна была обнаружена в нескольких фрагментах и восстановлена. Другая, изображающая Хатшепсут коленопреклоненной, также найдена разбитой и позже собрана. Их повреждения характерны именно для ритуальной деактивации. Разрушение статуй Хатшепсут в ее заупокойном храме не было актом мести. Оно было частью древнего погребального обряда, общего для всех фараонов. Настоящая кампания ее стирания из истории носила иной, политический характер.