Археологи в Лондоне завершили титанический труд: собрали воедино тысячи фрагментов древнеримской фрески, не видимой 1 800 лет. Старший специалист по строительным материалам Музея археологии Лондона Хань Ли назвал процесс «сборкой самой сложной головоломки в мире», занявшей три месяца.

Фреска, происходящая из римской Британии, украшала 20 стен здания, построенного между 43 и 150 годами н. э. Она рухнула и была погребена при разрушении виллы всего через 157 лет после возведения. Её изысканные изображения птиц, фруктов, цветов и лир служили демонстрацией богатства и вкуса владельцев.
Хань Ли, начав работу нервно и воодушевлённо, столкнулся с хрупкостью фрагментов и их хаотичным смешением со разных стен. Художники, создавшие фреску, вдохновлялись эстетикой современных Германии и Франции. Часть узора — прямоугольные панели — типична для эпохи, но редкий жёлтый цвет выделяет её.
На штукатурке обнаружены граффити на греческом алфавите. Подобные находки в Италии позволяют предположить, что это были учётные пометки. Качество линий указывает на опытного писца. Куда важнее следы авторства: латинское слово "fecit" («сделал это») заключено в декоративную рамку, характерную для подписей на римских произведениях искусства. Увы, штукатурка обломана именно там, где могла быть подпись, оставив создателей безымянными.
Под определённым углом света проступают едва заметные подготовительные эскизы — например, цветок в круге. «Художники, вероятно, передумали и не стали его наносить окончательно», — заключает Ли.
Назначение самого здания остаётся загадкой. Возможно, это была коммерческая постройка, «связанная с хранением или распределением амфор и сосудов, доставлявшихся в Лондон кораблями со всей Римской империи».
Связанные открытия: редкая фреска в Помпеях с изображением женщины, «вырвавшейся из-под мужской власти»; помпейский миф о Нарциссе; резьба на урнах, свидетельствующая о гладиаторских боях в римской Британии; жертвоприношения птиц богине Исиде в Помпеях.

Изображение носит иллюстративный характер
Фреска, происходящая из римской Британии, украшала 20 стен здания, построенного между 43 и 150 годами н. э. Она рухнула и была погребена при разрушении виллы всего через 157 лет после возведения. Её изысканные изображения птиц, фруктов, цветов и лир служили демонстрацией богатства и вкуса владельцев.
Хань Ли, начав работу нервно и воодушевлённо, столкнулся с хрупкостью фрагментов и их хаотичным смешением со разных стен. Художники, создавшие фреску, вдохновлялись эстетикой современных Германии и Франции. Часть узора — прямоугольные панели — типична для эпохи, но редкий жёлтый цвет выделяет её.
На штукатурке обнаружены граффити на греческом алфавите. Подобные находки в Италии позволяют предположить, что это были учётные пометки. Качество линий указывает на опытного писца. Куда важнее следы авторства: латинское слово "fecit" («сделал это») заключено в декоративную рамку, характерную для подписей на римских произведениях искусства. Увы, штукатурка обломана именно там, где могла быть подпись, оставив создателей безымянными.
Под определённым углом света проступают едва заметные подготовительные эскизы — например, цветок в круге. «Художники, вероятно, передумали и не стали его наносить окончательно», — заключает Ли.
Назначение самого здания остаётся загадкой. Возможно, это была коммерческая постройка, «связанная с хранением или распределением амфор и сосудов, доставлявшихся в Лондон кораблями со всей Римской империи».
Связанные открытия: редкая фреска в Помпеях с изображением женщины, «вырвавшейся из-под мужской власти»; помпейский миф о Нарциссе; резьба на урнах, свидетельствующая о гладиаторских боях в римской Британии; жертвоприношения птиц богине Исиде в Помпеях.