ДНК-анализ скелетов из захоронений Фуцзя в восточном Китае раскрыл удивительную картину: около 4500 лет назад здесь существовало матрилинейное общество, где власть и наследование шли по женской линии. Раскопки двух кладбищ, разделенных примерно 100 метрами жилой зоны, выявили более 500 погребений, датированных методом радиоуглеродного анализа между 2750 и 2500 годами до н. э.

Исследование международной команды, опубликованное 4 июня в журнале Nature, основано на анализе ДНК 60 скелетов: 14 из северного кладбища и 46 из южного. Результаты ошеломляют. Все 14 индивидов с северного кладбища принадлежали к одной митохондриальной ДНК (мтДНК) линии, указывающей на общее происхождение по матери. На южном кладбище 44 из 46 человек также имели общую, но отличную от северной, мтДНК-линию.
Анализ Y-хромосом у мужчин показал высокое разнообразие. Это означает, что отцы в погребенных семьях происходили из разных родов, тогда как матери в рамках каждого кладбища были родственницами. «Большинство индивидов... были похоронены в соответствии со своей материнской линией», — констатируют исследователи. Подростки и взрослые мужчины погребались исключительно в своих материнских кланах.
Такая структура «соответствует нормам матрилинейного общества». Она сохранялась не менее 10 поколений. Подобные находки крайне редки. Лишь три других ДНК-исследования выявили матрилинейность: у общества Чако-Каньон (Нью-Мексико), кельтской элиты (южная Германия) и дуротригов (Железный век, Британия). Современные аналоги существуют в некоторых обществах Юго-Восточной Азии. Эта «уникальная социальная организация» ранее не была известна у неолитического населения Восточной Азии.
ДНК также выявила высокий уровень кровосмешения (консангвиности) на протяжении тех же 10 поколений. Многие вступали в брак с двоюродными или троюродными братьями и сестрами. У четырех индивидов обнаружены признаки союзов с родными братьями, сестрами или родителями — вероятно, из-за замкнутости небольших общин.
«Волнительно обнаружить матрилинейное общество в неолитическом Китае», — заявил археолог Юй Дун из Университета Шаньдуна, не участвовавший в исследовании. Работа дает «ключевое понимание» социальных и экологических условий перехода от простых обществ к сложным. Дальнейшие ДНК и археологические исследования помогут прояснить роль матрилинейной организации в ранних человеческих обществах.

Изображение носит иллюстративный характер
Исследование международной команды, опубликованное 4 июня в журнале Nature, основано на анализе ДНК 60 скелетов: 14 из северного кладбища и 46 из южного. Результаты ошеломляют. Все 14 индивидов с северного кладбища принадлежали к одной митохондриальной ДНК (мтДНК) линии, указывающей на общее происхождение по матери. На южном кладбище 44 из 46 человек также имели общую, но отличную от северной, мтДНК-линию.
Анализ Y-хромосом у мужчин показал высокое разнообразие. Это означает, что отцы в погребенных семьях происходили из разных родов, тогда как матери в рамках каждого кладбища были родственницами. «Большинство индивидов... были похоронены в соответствии со своей материнской линией», — констатируют исследователи. Подростки и взрослые мужчины погребались исключительно в своих материнских кланах.
Такая структура «соответствует нормам матрилинейного общества». Она сохранялась не менее 10 поколений. Подобные находки крайне редки. Лишь три других ДНК-исследования выявили матрилинейность: у общества Чако-Каньон (Нью-Мексико), кельтской элиты (южная Германия) и дуротригов (Железный век, Британия). Современные аналоги существуют в некоторых обществах Юго-Восточной Азии. Эта «уникальная социальная организация» ранее не была известна у неолитического населения Восточной Азии.
ДНК также выявила высокий уровень кровосмешения (консангвиности) на протяжении тех же 10 поколений. Многие вступали в брак с двоюродными или троюродными братьями и сестрами. У четырех индивидов обнаружены признаки союзов с родными братьями, сестрами или родителями — вероятно, из-за замкнутости небольших общин.
«Волнительно обнаружить матрилинейное общество в неолитическом Китае», — заявил археолог Юй Дун из Университета Шаньдуна, не участвовавший в исследовании. Работа дает «ключевое понимание» социальных и экологических условий перехода от простых обществ к сложным. Дальнейшие ДНК и археологические исследования помогут прояснить роль матрилинейной организации в ранних человеческих обществах.