Ssylka

Университеты в тупике: почему война с ИИ обречена

Искусственный интеллект, представленный такими инструментами, как ChatGPT и другими большими языковыми моделями (LLM), прочно обосновался в университетских аудиториях по всему миру. За последние три года его внедрение произошло стремительно. Ответ учебных заведений варьируется от полного запрета до расплывчатых политик, при этом многие ошибочно полагаются на ненадежные системы детекции ИИ-текстов.
Университеты в тупике: почему война с ИИ обречена
Изображение носит иллюстративный характер

Сопротивление новым технологиям в образовании — явление не новое. В 1970-х годах карманные калькуляторы вызвали панику: преподаватели опасались упадка навыков арифметики, некоторые школы их запрещали. Однако исследования показали, что при грамотном использовании калькуляторы улучшают понимание математических концепций, позволяя сосредоточиться на более сложных задачах. Аналогично, в 1990-х появление персональных компьютеров, функции копирования-вставки, проверки орфографии, а позже Google и Wikipedia, вызвало опасения о деградации письменных навыков и исследовательской работы. Системы ответили интеграцией, обучением оценке источников и правилам цитирования, что в итоге расширило доступ к знаниям далеко за пределы библиотек.

Крупные университеты, такие как Колумбийский, из-за бюрократии реагируют медленно. Обновление учебных программ и политик в отношении ИИ отстает от реальности. При этом глобальный опрос Совета по цифровому образованию за 2024 год показал: 86% студентов уже активно используют ИИ в учебе. Отставание институтов создает разрыв.

ИИ представляет уникальный вызов. Он способен выполнять задачи, требующие глубокого мышления и креативности – от написания кода до целых эссе. Это вызывает более громкие дебаты, чем в прошлом. Как заметил Стив Джобс еще в 1981 году, называя персональный компьютер «велосипедом для ума», технологии должны усиливать человеческий интеллект, особенно в образовании.

Запреты на ИИ неэффективны и контрпродуктивны. Бороться с повсеместно доступным и практически не обнаруживаемым инструментом бессмысленно. Запреты лишь загоняют его использование в тень, увеличивая разрыв между студентами, владеющими технологией, и теми, кто ее не использует. Системы детекции глубоко ошибочны: они часто помечают работы иностранных студентов из-за более простой структуры предложений. Преподаватели оказываются перед невыбором: игнорировать подозрения или наказывать студентов на основе ненадежных данных, создавая двойные стандарты.

Выход – в адаптации и прозрачной интеграции. Университетам необходимо перенаправить энергию с сопротивления на переосмысление заданий и методов оценки. Ключ – доверие и партнерство со студентами, а не подозрительность. Задания должны быть спроектированы так, чтобы ИИ мог помогать, но не выполнять их полностью. Профессорам стоит применять конкретные стратегии: просить студентов сравнить черновик чат-бота со своей доработанной версией, требовать объяснить, как именно использовался ИИ в процессе письма, анализировать сильные и слабые стороны ИИ-ответов, внедрять короткие устные экзамены. Цель – сохранить фокус на развитии человеческих навыков: письма, коммуникации, критического мышления, академического чтения.

Искусственный интеллект – это постоянная реальность, его возможности будут только расти, а обнаружить его использование станет сложнее. Попытки сопротивления бесплодны. Нынешняя неопределенная позиция вузов проваливается, создавая проблемы и студентам, и преподавателям. Пора перестать пытаться «победить» ИИ и строить систему образования, работающую вместе с ним.


Новое на сайте