Ssylka

Прапимпхан: убийца как идеал тайской женщины

Роман Луанг Вичита Ватхакана Huang rak haew luk («Море любви, Пропасть смерти»), изданный в 1949 году, шокирует парадоксом: его героиня Прапимпхан — хладнокровная убийца, представленная как эталон современной тайской женщины. Она мастерски владеет оружием, убивает поклонника, возлюбленного и мужа, но автор превозносит её как «новую, захватывающую интернациональную модель воинственной тайской женщины», по оценке учёного Така Чалемтиараны.
Прапимпхан: убийца как идеал тайской женщины
Изображение носит иллюстративный характер

Начав путь скромной дочерью среднего класса с необычными привычками (кофе, работа на фабрике, меткая стрельба), Прапимпхан быстро погружается в мир насилия. После убийств она сбегает с подростком Ваэвтой, тоже преступницей. Их путь в Европу на учёбу — шаг, почти немыслимый для тайских женщин того времени. Вернувшись, Прапимпхан вынуждена бежать вновь, спасаясь от правосудия.

Её сообщник Супарат, торговец оружием мон-малайского происхождения, стыдится своих корней из региона, отошедшего Британской Бирме. Вместе они оказываются в вымышленном африканском королевстве Сенабад. Здесь Прапимпхан проявляет дипломатический талант, добиваясь признания Сенабада Лигой Наций в Женеве — отражение одержимости автора международной политикой и ролью Таиланда.

Личная жизнь героини трагична: брак с бедным писателем заканчивается его самоубийством при рождении глухой дочери. Поиски лечения приводят Прапимпхан обратно в Европу, а затем в Таиланд, где движимая буддийскими мотивами, она пытается примириться с прошлым и кремировать отца. Но враги предают её — финалом становится перестрелка с полицией.

Луанг Вичит (1898 г. р.), бывший дипломат и полиглот, после падения абсолютной монархии в 1932 году создавал «откровенно назидательную» литературу. Его идеология — культ государства, неприкосновенность тайской расы, милитаризм. Роман, как отмечает Так, «сплетает современность, женственность, насилие и национализм в международном масштабе». Насилие Прапимпхан оправдано как защита от мужчин и несправедливых законов.

Эпизод с королевой Сенабада (наполовину француженка, наполовину лаосчанка, называющая себя тайкой) обнажает пан-тайские амбиции автора и его предубеждение против лаотянцев. Утверждение, что венгры считают себя азиатами, подчёркивает радикальный пан-азиатизм.

Ключевая мысль Луанг Вичита, выраженная в предисловии: Прапимпхан — образец женщины, преодолевающей врагов. Так подчёркивает, что автор сломал традицию, идеализируя не аристократок, а «опасных любовниц», чья роль вышла за национальные рамки — они стали «важными международными акторами». Антиколониальный пафос звучит в устах Супарата: «Соратники-азиаты и националисты — естественные друзья тайцев, чья страна никогда не была колонизирована».


Новое на сайте