Генетический анализ почти 700 образцов дикой и культурной адзуки (Vigna angularis) по всей Азии дал однозначный ответ. Эта основа сладкой пасты для десертов, от моти до лунных пряников, была одомашнена в Японии между 3 000 и 5 000 лет назад. Распространение и дальнейшее разнообразие сортов в Китае произошло позднее. Исследование опубликовано в журнале Science 29 мая.

Ранее происхождение адзуки оспаривалось. Окаменелые бобы указывали на возможное возделывание народом Дзёмон в Японии еще 16 000 лет назад. Однако китайские сорта демонстрировали большее генетическое разнообразие в ядерном геноме (ДНК от обоих родителей), что часто свидетельствует о более древнем очаге доместикации.
Новые данные разрешили парадокс. Хотя китайские сорта имеют высокое разнообразие ядерного генома, их хлоропластные геномы (наследуемые только по материнской линии и эволюционирующие медленно) оказались идентичны диким японским адзуки. Эволюционный генетик Ченг-Руэй Ли (Национальный университет Тайваня, Тайбэй) поясняет: «Единственный способ объяснить это — если бобы сначала были одомашнены в Японии, затем попали в Китай и там скрестились с местными дикими красными бобами». Гибридизация добавила ядерное разнообразие, но сохранила японскую материнскую линию.
Исследование также выявило генетическую основу характерного красного цвета. Дикие адзуки бледные с темными крапинками. Две мутации превратили их в культурные: одна подавляет переработку пигмента, вызывая накопление красного цвета по всему семени, а вторая (удаление гена) устраняет крапчатый рисунок.
Удивительно, но частота этих «красных» мутаций, а также мутации, снижающей растрескивание стручков (важное для земледелия свойство), начала расти около 10 000 лет назад — задолго до основного периода доместикации. Поскольку эти признаки дают мало преимуществ в дикой природе, их раннее распространение, вероятно, отражает эстетические предпочтения древних людей. Это перекликается с культурой Дзёмон, для которой красный был значимым цветом, используемым в лаковой керамике.
Открытие укрепляет представление о Дзёмон как о народе со сложными практиками, выходящими за рамки простого собирательства. «Если были люди, считавшие предыдущие археологические данные неубедительными... вот вам доказательства из генетики растений», — заключает Ченг-Руэй Ли.

Изображение носит иллюстративный характер
Ранее происхождение адзуки оспаривалось. Окаменелые бобы указывали на возможное возделывание народом Дзёмон в Японии еще 16 000 лет назад. Однако китайские сорта демонстрировали большее генетическое разнообразие в ядерном геноме (ДНК от обоих родителей), что часто свидетельствует о более древнем очаге доместикации.
Новые данные разрешили парадокс. Хотя китайские сорта имеют высокое разнообразие ядерного генома, их хлоропластные геномы (наследуемые только по материнской линии и эволюционирующие медленно) оказались идентичны диким японским адзуки. Эволюционный генетик Ченг-Руэй Ли (Национальный университет Тайваня, Тайбэй) поясняет: «Единственный способ объяснить это — если бобы сначала были одомашнены в Японии, затем попали в Китай и там скрестились с местными дикими красными бобами». Гибридизация добавила ядерное разнообразие, но сохранила японскую материнскую линию.
Исследование также выявило генетическую основу характерного красного цвета. Дикие адзуки бледные с темными крапинками. Две мутации превратили их в культурные: одна подавляет переработку пигмента, вызывая накопление красного цвета по всему семени, а вторая (удаление гена) устраняет крапчатый рисунок.
Удивительно, но частота этих «красных» мутаций, а также мутации, снижающей растрескивание стручков (важное для земледелия свойство), начала расти около 10 000 лет назад — задолго до основного периода доместикации. Поскольку эти признаки дают мало преимуществ в дикой природе, их раннее распространение, вероятно, отражает эстетические предпочтения древних людей. Это перекликается с культурой Дзёмон, для которой красный был значимым цветом, используемым в лаковой керамике.
Открытие укрепляет представление о Дзёмон как о народе со сложными практиками, выходящими за рамки простого собирательства. «Если были люди, считавшие предыдущие археологические данные неубедительными... вот вам доказательства из генетики растений», — заключает Ченг-Руэй Ли.