Китайское национальное космическое управление (CMSA) 11 ноября официально объявило о подготовке к спасательной операции для трех астронавтов миссии «Шэньчжоу-20". Экипаж, состоящий из командира Чэнь Дуна, а также Ван Цзе и Чэнь Чжунжуя, оказался в непредвиденной ситуации на борту космической станции «Тяньгун» после того, как их возвращаемый аппарат получил повреждения. Предполагаемой причиной инцидента стало столкновение с космическим мусором.

Несмотря на инцидент, CMSA сообщает, что все три члена экипажа «чувствуют себя хорошо и работают в штатном режиме». Безопасность астронавтов обеспечена, однако дата их возвращения на Землю пока не определена. Для эвакуации будет использована резервная капсула, которая была доставлена на станцию экипажем миссии «Шэньчжоу-21". Сменный корабль успешно пристыковался к «Тяньгун» еще 1 ноября.
В настоящее время на орбите ведутся активные подготовительные работы. Инженеры проводят всесторонние тесты резервного возвращаемого аппарата, чтобы гарантировать его полную исправность. Одновременно экипаж «Шэньчжоу-20" выполняет комплексные учения и тренировки, отрабатывая все этапы предстоящего возвращения. В официальном заявлении CMSA подчеркивается, что работы «продвигаются стабильно и 'в соответствии с планом'".
Уникальная ситуация привела к тому, что на борту станции «Тяньгун» временно находятся два экипажа. Объединенные команды миссий «Шэньчжоу-20" и «Шэньчжоу-21" используют это время для совместного проведения научных экспериментов на орбите, продолжая выполнение программы полета.
Для командира Чэнь Дуна незапланированное продление миссии означает увеличение его личного рекорда. Он уже является китайским астронавтом с наибольшим суммарным временем, проведенным в космосе. До этого инцидента его показатель составлял 416 дней, проведенных на орбите в рамках разных миссий.
Станция «Тяньгун», что в переводе означает «Небесный дворец», состоит из трех модулей и имеет общую длину 55 метров (180 футов). Она рассчитана на постоянное пребывание экипажа из трех человек со стандартной продолжительностью миссии в шесть месяцев. Однако конструкция станции предусматривает возможность одновременного размещения двух экипажей в экстренных ситуациях, что и происходит в данный момент.
Для сравнения, Международная космическая станция (МКС) значительно крупнее. Ее длина составляет 109 метров (358 футов), а в ее состав входят 16 модулей. Таким образом, станция «Тяньгун» примерно вдвое короче и в пять раз меньше МКС по объему.
Случай с китайскими астронавтами не является уникальным в современной космонавтике. Ранее с похожей проблемой столкнулись астронавты NASA Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Из-за неисправности их корабля Boeing Starliner миссия, изначально рассчитанная на неделю, растянулась на девять месяцев. По возвращении на Землю с посадкой в Мексиканском заливе их суммарное время на орбите составило 286 дней.
Эксперты, комментируя оба инцидента для портала , назвали их «тревожным звонком» для систем космического спасения. Растущее количество действующих спутников, космических аппаратов и, как следствие, космического мусора на околоземной орбите значительно повышает риски для пилотируемых полетов.
Основной вывод специалистов заключается в том, что по мере увеличения плотности объектов на орбите подобные происшествия становятся «все более вероятными». Это требует от всех космических держав пересмотра подходов к безопасности полетов и разработки более надежных систем эвакуации экипажей в чрезвычайных ситуациях.

Изображение носит иллюстративный характер
Несмотря на инцидент, CMSA сообщает, что все три члена экипажа «чувствуют себя хорошо и работают в штатном режиме». Безопасность астронавтов обеспечена, однако дата их возвращения на Землю пока не определена. Для эвакуации будет использована резервная капсула, которая была доставлена на станцию экипажем миссии «Шэньчжоу-21". Сменный корабль успешно пристыковался к «Тяньгун» еще 1 ноября.
В настоящее время на орбите ведутся активные подготовительные работы. Инженеры проводят всесторонние тесты резервного возвращаемого аппарата, чтобы гарантировать его полную исправность. Одновременно экипаж «Шэньчжоу-20" выполняет комплексные учения и тренировки, отрабатывая все этапы предстоящего возвращения. В официальном заявлении CMSA подчеркивается, что работы «продвигаются стабильно и 'в соответствии с планом'".
Уникальная ситуация привела к тому, что на борту станции «Тяньгун» временно находятся два экипажа. Объединенные команды миссий «Шэньчжоу-20" и «Шэньчжоу-21" используют это время для совместного проведения научных экспериментов на орбите, продолжая выполнение программы полета.
Для командира Чэнь Дуна незапланированное продление миссии означает увеличение его личного рекорда. Он уже является китайским астронавтом с наибольшим суммарным временем, проведенным в космосе. До этого инцидента его показатель составлял 416 дней, проведенных на орбите в рамках разных миссий.
Станция «Тяньгун», что в переводе означает «Небесный дворец», состоит из трех модулей и имеет общую длину 55 метров (180 футов). Она рассчитана на постоянное пребывание экипажа из трех человек со стандартной продолжительностью миссии в шесть месяцев. Однако конструкция станции предусматривает возможность одновременного размещения двух экипажей в экстренных ситуациях, что и происходит в данный момент.
Для сравнения, Международная космическая станция (МКС) значительно крупнее. Ее длина составляет 109 метров (358 футов), а в ее состав входят 16 модулей. Таким образом, станция «Тяньгун» примерно вдвое короче и в пять раз меньше МКС по объему.
Случай с китайскими астронавтами не является уникальным в современной космонавтике. Ранее с похожей проблемой столкнулись астронавты NASA Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Из-за неисправности их корабля Boeing Starliner миссия, изначально рассчитанная на неделю, растянулась на девять месяцев. По возвращении на Землю с посадкой в Мексиканском заливе их суммарное время на орбите составило 286 дней.
Эксперты, комментируя оба инцидента для портала , назвали их «тревожным звонком» для систем космического спасения. Растущее количество действующих спутников, космических аппаратов и, как следствие, космического мусора на околоземной орбите значительно повышает риски для пилотируемых полетов.
Основной вывод специалистов заключается в том, что по мере увеличения плотности объектов на орбите подобные происшествия становятся «все более вероятными». Это требует от всех космических держав пересмотра подходов к безопасности полетов и разработки более надежных систем эвакуации экипажей в чрезвычайных ситуациях.