Ssylka

Как кинотеатр на границе концессий бросил вызов голливуду?

Открытый в 1917 году на Северной Сычуаньской дороге кинотеатр «Айзис», известный как «Шанхайский Большой Театр», стал первым китайским кинотеатром в Шанхае. Его местоположение было уникальным: на стыке иностранных концессий (британской, американской) и китайской территории, в «ничейной земле», легко доступное центральным трамваем. Эта буферная зона давала ключевое преимущество.
Как кинотеатр на границе концессий бросил вызов голливуду?
Изображение носит иллюстративный характер

Шанхай 1920-х-1930-х был разделен. Десятки кинотеатров находились в иностранных концессиях, предлагая дорогие билеты, недоступные большинству китайцев. Лишь пять работали в китайском секторе, часто с дурной репутацией. «Айзис» заполнил нишу, предлагая доступные цены для низших и средних слоев китайского населения.

Географическое положение позволяло «Айзису» ускользать от цензуры как иностранной администрации Шанхая, так и китайского правительства. Театр, управляемый кантонским купцом, использовал это. Он импортировал европейское оборудование и показывал фильмы, запрещенные в концессиях, открыто рекламируя: «Запрещено в иностранных концессиях».

Настоящим прорывом стал показ советских картин. После установления советско-китайских дипломатических отношений в конце 1932 года «Айзис» первым в Шанхае заключил контракт на их дистрибуцию. Первым показанным фильмом в 1933 году стала «Путевка в жизнь» (1931), изображавшая беспризорников при первом сталинском пятилетнем плане. Это способствовало распространению антиколониального дискурса, критикующего империализм и капитализм и симпатизирующего советской системе.

«Айзис» также реагировал на запросы китайской аудитории, цензурируя оскорбительные для восточных народов сцены в голливудских лентах – что было немыслимо в западных кинотеатрах. Яркий пример – показ «Багдадского вора» (1925) в 1929 году. Фильм вызвал гнев из-за образа коварного монгольского принца, сцен, где Дуглас Фэрбенкс избивает монголов, дергая за их косы (очереди), и из-за того, что китайско-американская звезда Анна Мэй Вонг играла рабыню. Этот скандал заставил Фэрбенкса сократить визит в Шанхай в 1929 году. «Айзис» показывал фильм 3 недели, сделав акцент в рекламе на участии Анны Мэй Вонг.

Деятельность «Айзиса» изменила асимметрию кинопоказа в Шанхае, бросив вызов доминированию Голливуда. Театр стал ареной борьбы между колониализмом и национализмом, буржуазным капитализмом и социалистической идеологией.

В середине 1937 года кинотеатр закрылся на плановый ремонт. Его судьба была предопределена местоположением. После начала Японо-китайской войны в июле 1937 года и падения Шанхая, японская императорская армия захватила здание в китайском секторе (в отличие от концессий, избежавших оккупации). «Айзис» превратили в фабрику. Историк Сюэлей Хуан констатирует: «Трагично, но его гибель снова была связана с его географическим положением».


Новое на сайте

18587Как одна ошибка в коде открыла для хакеров 54 000 файрволов WatchGuard? 18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude