Некоторые люди ощущают мурашки или даже слёзы на глазах, слушая музыку, а другие остаются равнодушными. Новое исследование, опубликованное 25 марта в журнале Nature Communications, указывает, что степень удовольствия от музыки во многом определяется генетикой. По данным работы, 54% различий в том, как люди наслаждаются музыкой, обусловлены генами, а остальное связано с влиянием среды — семейными музыкальными традициями и личным опытом.
Исследование, проведённое под руководством докторанта когнитивной нейронауки Джакомо Биньярди в Институте психолингвистики Макса Планка (Нидерланды), охватило более 9 000 близнецов из Шведского регистра близнецов, самому крупному в мире медицинскому ресурсу подобного рода. В выборке участвовали 3 400 идентичных близнецов (разделяют почти 100% ДНК) и 5 600 неидентичных (разделяют около 50% ДНК), возраст которых составлял от 37 до 64 лет. Сравнивая различия в музыкальных предпочтениях между этими группами, учёные определяли долю влияния наследственности.
Для оценки удовольствия от музыки использовался Барселонский опросник музыкального вознаграждения, включающий 20 утверждений. Участники оценивали согласие с такими фразами, как «Музыка успокаивает и расслабляет меня», «Когда слышу любимую мелодию, не могу не двигаться в такт» или «Когда я делюсь музыкой с кем-то, ощущаю особую связь».
Оказалось, что идентичные близнецы демонстрировали более чем вдвое большую схожесть в уровне музыкального наслаждения, чем неидентичные. Это позволило сделать вывод о высокой роли генетики в восприятии музыкальных эмоций.
Митчелл Хатчингс, доцент по вокалу из Университета Флориды (не участвовал в исследовании), отмечает: «Некоторые люди просто устроены так, чтобы глубже воспринимать музыку». По его словам, различные генетические факторы отвечают за разные аспекты удовольствия — настроение, ритмическое наслаждение, чувство социального единения. Музыканты, например, могут быть более чувствительны к выразительности, ритму или совместному исполнению.
Учёные также выяснили, что 70% генетического влияния на наслаждение музыкой не связано напрямую с музыкальными навыками (например, различением мелодий или ритмов) или общей чувствительностью к вознаграждению. Это говорит о наличии особых биологических путей, отвечающих именно за эмоциональную реакцию на музыку.
Исследование не лишено ограничений. Оно предполагает, что оба близнеца в каждой паре имели примерно одинаковый музыкальный опыт, что не всегда так — один из них мог чаще посещать концерты или слушать музыку дома. Кроме того, все участники были шведами, что сужает культурный контекст. Профессор Мишель Лучиано из Эдинбургского университета подчёркивает необходимость повторения подобных исследований в других странах и культурах.
Результаты также стимулируют новые вопросы: каковы эволюционные причины столь сильной связи человека с музыкой, по каким мозговым путям возникает положительная эмоциональная реакция на звуки? По словам Лучиано, дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение этих механизмов.
В научном сообществе уже отмечались необычные случаи связи музыки и мозга — например, описаны случаи синестезии, когда человек видит музыку в цвете, или ощущения музыки при измерении пульса. Связь генетики, восприятия и культурного опыта продолжает привлекать внимание исследователей по всему миру.
Данные этого масштабного исследования подтверждают: почему одни люди не могут жить без музыки, а другие остаются к ней равнодушны, во многом заложено в наших генах.
Исследование, проведённое под руководством докторанта когнитивной нейронауки Джакомо Биньярди в Институте психолингвистики Макса Планка (Нидерланды), охватило более 9 000 близнецов из Шведского регистра близнецов, самому крупному в мире медицинскому ресурсу подобного рода. В выборке участвовали 3 400 идентичных близнецов (разделяют почти 100% ДНК) и 5 600 неидентичных (разделяют около 50% ДНК), возраст которых составлял от 37 до 64 лет. Сравнивая различия в музыкальных предпочтениях между этими группами, учёные определяли долю влияния наследственности.
Для оценки удовольствия от музыки использовался Барселонский опросник музыкального вознаграждения, включающий 20 утверждений. Участники оценивали согласие с такими фразами, как «Музыка успокаивает и расслабляет меня», «Когда слышу любимую мелодию, не могу не двигаться в такт» или «Когда я делюсь музыкой с кем-то, ощущаю особую связь».
Оказалось, что идентичные близнецы демонстрировали более чем вдвое большую схожесть в уровне музыкального наслаждения, чем неидентичные. Это позволило сделать вывод о высокой роли генетики в восприятии музыкальных эмоций.
Митчелл Хатчингс, доцент по вокалу из Университета Флориды (не участвовал в исследовании), отмечает: «Некоторые люди просто устроены так, чтобы глубже воспринимать музыку». По его словам, различные генетические факторы отвечают за разные аспекты удовольствия — настроение, ритмическое наслаждение, чувство социального единения. Музыканты, например, могут быть более чувствительны к выразительности, ритму или совместному исполнению.
Учёные также выяснили, что 70% генетического влияния на наслаждение музыкой не связано напрямую с музыкальными навыками (например, различением мелодий или ритмов) или общей чувствительностью к вознаграждению. Это говорит о наличии особых биологических путей, отвечающих именно за эмоциональную реакцию на музыку.
Исследование не лишено ограничений. Оно предполагает, что оба близнеца в каждой паре имели примерно одинаковый музыкальный опыт, что не всегда так — один из них мог чаще посещать концерты или слушать музыку дома. Кроме того, все участники были шведами, что сужает культурный контекст. Профессор Мишель Лучиано из Эдинбургского университета подчёркивает необходимость повторения подобных исследований в других странах и культурах.
Результаты также стимулируют новые вопросы: каковы эволюционные причины столь сильной связи человека с музыкой, по каким мозговым путям возникает положительная эмоциональная реакция на звуки? По словам Лучиано, дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение этих механизмов.
В научном сообществе уже отмечались необычные случаи связи музыки и мозга — например, описаны случаи синестезии, когда человек видит музыку в цвете, или ощущения музыки при измерении пульса. Связь генетики, восприятия и культурного опыта продолжает привлекать внимание исследователей по всему миру.
Данные этого масштабного исследования подтверждают: почему одни люди не могут жить без музыки, а другие остаются к ней равнодушны, во многом заложено в наших генах.