В древнем городе Тикаль, сердце цивилизации майя в Гватемале, археологи обнаружили необычный алтарь, в котором найдены останки ребенка и взрослого, а также другие человеческие реликвии. Этот факт подчеркивает сложность и многослойность культурных взаимодействий того периода.

Эксперты считают, что создание алтаря принадлежит мастеру из Теотиуакана – древнего мегаполиса, расположенного примерно в 965 километрах от Тикаля за пределами современной Мехико. По мнению специалистов, состоятельные лидеры Теотиуакана посещали Тикаль и возводили копии ритуальных сооружений, существовавших в их родном городе. Стивен Хьюстон из Brown University отметил: «Что подтверждает алтарь, так это то, что состоятельные правители Теотиуакана приезжали в Тикаль и создавали реплики ритуальных сооружений, существовавших в их родном городе. Это демонстрирует, что влияние Теотиуакана было поистине значительным».
Раскопки, начавшиеся в 2019 году, позволили установить датировку алтаря – он относится к V веку н. э., а его строительство относится к окончанию IV века. Намеренное закапывание алтаря и окружающих построек произошло в период между 550 и 645 годами н. э., совпадая с фазой упадка Теотиуакана.
Объект обнаружен внутри дома, выполненного в характерном для Теотиуакана стиле, расположенного в комплексе зданий в непосредственной близости от центра Тикаля. Алтарь украшен четырьмя декоративными панелями, на которых изображены фигуры с носовыми планками и головными уборами, напоминающими об облике бога-грозы, почитаемого в центральной Мексике. Применение красного, оранжевого, желтого и черного цветов соответствует технике, применяемой в муралах Теотиуакана.
Внутри алтаря обнаружены множественные захоронения. Останки ребенка, похороненного в сидячем положении, и взрослого, сопровождавшиеся зеленым обсидиановым дротиком, указывают на применение ритуальных традиций, типичных для Теотиуакана, а не для местных майя.
Умышленное закапывание алтаря и прилегающих построек, имитирующее естественную возвышенность, предполагает наличие глубокого ритуального или символического замысла. Эндрю Шерер из Brown University предположил, что сохранение нетронутого захоронения могло служить мемориалом или своеобразной «радиационной зоной», отражая противоречивые чувства по отношению к влиянию Теотиуакана.
Наличие алтаря проливает свет на длительное взаимодействие между Тикалем и Теотиуаканом, которое началось около 300 года н. э. и сопровождалось периодом конфронтации. Каменная резьба 378 года н. э., найденная в прошлом, описывала предполагаемое завоевание Тикаля Теотиуаканом, что дополняет общую картину исторических событий.
Обнаружение данного ритуального сооружения в сочетании с данными лидар-исследований, выявляющих многовековую инфраструктуру Тикаля, позволяет по-новому оценить культурные и политические связи между народами майя и Теотиуакана, глубоко меняющие представление об историческом развитии региона.

Изображение носит иллюстративный характер
Эксперты считают, что создание алтаря принадлежит мастеру из Теотиуакана – древнего мегаполиса, расположенного примерно в 965 километрах от Тикаля за пределами современной Мехико. По мнению специалистов, состоятельные лидеры Теотиуакана посещали Тикаль и возводили копии ритуальных сооружений, существовавших в их родном городе. Стивен Хьюстон из Brown University отметил: «Что подтверждает алтарь, так это то, что состоятельные правители Теотиуакана приезжали в Тикаль и создавали реплики ритуальных сооружений, существовавших в их родном городе. Это демонстрирует, что влияние Теотиуакана было поистине значительным».
Раскопки, начавшиеся в 2019 году, позволили установить датировку алтаря – он относится к V веку н. э., а его строительство относится к окончанию IV века. Намеренное закапывание алтаря и окружающих построек произошло в период между 550 и 645 годами н. э., совпадая с фазой упадка Теотиуакана.
Объект обнаружен внутри дома, выполненного в характерном для Теотиуакана стиле, расположенного в комплексе зданий в непосредственной близости от центра Тикаля. Алтарь украшен четырьмя декоративными панелями, на которых изображены фигуры с носовыми планками и головными уборами, напоминающими об облике бога-грозы, почитаемого в центральной Мексике. Применение красного, оранжевого, желтого и черного цветов соответствует технике, применяемой в муралах Теотиуакана.
Внутри алтаря обнаружены множественные захоронения. Останки ребенка, похороненного в сидячем положении, и взрослого, сопровождавшиеся зеленым обсидиановым дротиком, указывают на применение ритуальных традиций, типичных для Теотиуакана, а не для местных майя.
Умышленное закапывание алтаря и прилегающих построек, имитирующее естественную возвышенность, предполагает наличие глубокого ритуального или символического замысла. Эндрю Шерер из Brown University предположил, что сохранение нетронутого захоронения могло служить мемориалом или своеобразной «радиационной зоной», отражая противоречивые чувства по отношению к влиянию Теотиуакана.
Наличие алтаря проливает свет на длительное взаимодействие между Тикалем и Теотиуаканом, которое началось около 300 года н. э. и сопровождалось периодом конфронтации. Каменная резьба 378 года н. э., найденная в прошлом, описывала предполагаемое завоевание Тикаля Теотиуаканом, что дополняет общую картину исторических событий.
Обнаружение данного ритуального сооружения в сочетании с данными лидар-исследований, выявляющих многовековую инфраструктуру Тикаля, позволяет по-новому оценить культурные и политические связи между народами майя и Теотиуакана, глубоко меняющие представление об историческом развитии региона.