Пешеходный переход обозначается знаками 5.19.1 и 5.19.2 – синим прямоугольником с изображением человека, пересекающего «зебру». Этот знак указывает на место, где пешеходы имеют преимущество перед транспортом, а водители обязаны уступать дорогу, что способствует упорядочению движения.

Переходы делятся на регулируемые и нерегулируемые. В первых движение контролируется светофором, и пешеходам необходимо ждать зелёного сигнала, а во вторых водители обязаны снижать скорость. Например, в Москве в 2024 году зафиксировано 412 ДТП на нерегулируемых переходах, при этом нарушение правил проезда для водителей влечёт штраф от 1 500 до 2 500 рублей, в то время как пешеходам за переход дороги в неположенном месте назначается штраф в размере 500 рублей.
Пешеходная дорожка, обозначаемая знаком 4.5.1 – круглым синим знаком с силуэтом пешехода, предназначена исключительно для их передвижения. На эту зону запрещён заезд любых транспортных средств, включая велосипеды, мопеды и электросамокаты, а нарушение данного запрета карается штрафом в размере 2 000 рублей.
Тротуар – это часть дороги, примыкающая к проезжей части, по которой перемещаются пешеходы, а в отдельных случаях допускается движение велосипедов и даже автомобилей при въезде во двор. При наличии пешеходной дорожки пешеходам запрещается идти по проезжей части, и такое нарушение может повлечь за собой штраф в размере 500 рублей.
Пешеходная зона обозначается знаком 5.33 – белым прямоугольником с силуэтом пешехода, который указывает на территорию, где движение автомобилей запрещено. Такие зоны, как Арбат и Никольская улица в Москве, создают безопасное пространство для пешеходов, допускающее въезд только экстренных служб, спецтранспорта или транспортных средств с особыми разрешениями, а нарушения правил въезда и парковки караются штрафами в 500 рублей и до 2 500 рублей соответственно.
Ежегодно в России фиксируется около 70 000 наездов на пешеходов, что составляет почти каждое четвёртое ДТП с пострадавшими. Выезд автомобилей на тротуары для парковки или объезда пробок создаёт опасные условия, особенно для детей, тем самым резко увеличивая риск дорожно-транспортных происшествий.
Различие между знаками пешеходного перехода, дорожки и зоны является ключевым элементом системы безопасности дорожного движения. Пешеходный переход обеспечивает безопасное пересечение дороги, пешеходная дорожка создаёт выделенное пространство для пешеходов, а пешеходная зона формирует транспортно свободные участки, способствуя повышению комфорта и защищённости городской среды.

Изображение носит иллюстративный характер
Переходы делятся на регулируемые и нерегулируемые. В первых движение контролируется светофором, и пешеходам необходимо ждать зелёного сигнала, а во вторых водители обязаны снижать скорость. Например, в Москве в 2024 году зафиксировано 412 ДТП на нерегулируемых переходах, при этом нарушение правил проезда для водителей влечёт штраф от 1 500 до 2 500 рублей, в то время как пешеходам за переход дороги в неположенном месте назначается штраф в размере 500 рублей.
Пешеходная дорожка, обозначаемая знаком 4.5.1 – круглым синим знаком с силуэтом пешехода, предназначена исключительно для их передвижения. На эту зону запрещён заезд любых транспортных средств, включая велосипеды, мопеды и электросамокаты, а нарушение данного запрета карается штрафом в размере 2 000 рублей.
Тротуар – это часть дороги, примыкающая к проезжей части, по которой перемещаются пешеходы, а в отдельных случаях допускается движение велосипедов и даже автомобилей при въезде во двор. При наличии пешеходной дорожки пешеходам запрещается идти по проезжей части, и такое нарушение может повлечь за собой штраф в размере 500 рублей.
Пешеходная зона обозначается знаком 5.33 – белым прямоугольником с силуэтом пешехода, который указывает на территорию, где движение автомобилей запрещено. Такие зоны, как Арбат и Никольская улица в Москве, создают безопасное пространство для пешеходов, допускающее въезд только экстренных служб, спецтранспорта или транспортных средств с особыми разрешениями, а нарушения правил въезда и парковки караются штрафами в 500 рублей и до 2 500 рублей соответственно.
Ежегодно в России фиксируется около 70 000 наездов на пешеходов, что составляет почти каждое четвёртое ДТП с пострадавшими. Выезд автомобилей на тротуары для парковки или объезда пробок создаёт опасные условия, особенно для детей, тем самым резко увеличивая риск дорожно-транспортных происшествий.
Различие между знаками пешеходного перехода, дорожки и зоны является ключевым элементом системы безопасности дорожного движения. Пешеходный переход обеспечивает безопасное пересечение дороги, пешеходная дорожка создаёт выделенное пространство для пешеходов, а пешеходная зона формирует транспортно свободные участки, способствуя повышению комфорта и защищённости городской среды.