Недавние археологические исследования, опубликованные в Journal of Archaeological Science: Reports, выявили, что ручные каменные жернова, использовавшиеся для обработки злаков в раннем неолите, обладали высоко символической ценностью, отражая циклическое течение времени и жизненный путь человека.

На ритуальных объектах в Центральной Европе – двух местах в Гозеке (Саксония-Анхальт, Германия) и одном в Земмерде (Тюрингия, Германия) – были обнаружены депозиторы, относящиеся к культуре линейной керамики (LBK) и датируемые периодом 4900–4650 гг. до н. э. Эти объекты являются одними из старейших свидетельств ритуальных практик в Европе.
Подробный анализ четырнадцати наборов жерновов, проведённый сотрудниками отдела доистории Университата Автонома де Барселона, охватил изучение технических, функциональных и морфологических характеристик. Особое внимание уделялось тому, что изготовление инструментов требовало использования материалов, привозимых из отдалённых районов, а их укладку в депозитах характеризовал чёткий порядок: пары инструментов соприкасались рабочими поверхностями и ориентировались строго с востока на запад.
Состояние износа жерновов – от практически новых до полностью изношенных – позволило проследить условную «биографию» каждого экземпляра, что символически отражает циклы рождения, жизни и смерти. Эти особенности подчеркивают глубокую взаимосвязь между материальным миром и понятиями времени, где этапы производства, использования, воспроизводства и захоронения становятся аналогами жизненного пути.
Исследователи делают акцент на том, что в рамках повседневной жизни женщин культуры линейной керамики данные инструменты играли не только утилитарную роль, но и становились носителями коллективной памяти и идентичности, передаваемой из поколения в поколение. Такой подход раскрывает сложное отношение древних сообществ к ритуалам смены жизненных фаз.
Эрик Замцов, аспирант и первый автор исследования, заявил: «Эти результаты отражают высокую социальную ценность этих объектов и заставляют нас предположить, что центральное понятие, заложенное в 'биографии' инструментов, — это время. Концепция, воплощённая в стадиях производства, использования, воспроизводства и захоронения, указывает на циклы рождения, жизни и смерти, рассматриваемые с точки зрения женщин, главных пользователей этих камней.» Роберто Риш, руководитель исследования, добавил: «Намерение, передаваемое через эти находки, представляет собой сложное и многогранное восприятие времени, которое выходит за рамки ритма ежегодных урожаев, с которым их до сих пор связывали.»
Образцы, подобные найденным в Германии, обнаружены и во Франции, и в Бельгии. В общей сложности идентифицировано 20 депозитов с 89 каменными жерновами, относимыми к 13 различным культовым комплексам Центральной Европы. Эти данные ранее ассоциировались с цикличностью дня и ночи, сельскохозяйственным годом, плодородием и праздничными обрядами, но новое исследование проливает свет на их связь с жизненными этапами.
Тщательно отобранный технологический процесс изготовления, сложная организация первичного использования и последующего ритуального захоронения иллюстрируют не только экономическое значение этих объектов в аграрном обществе, но и отражают идеологическую систему, в которой понятие времени воспринималось как многослойное и динамичное.
Марина Эгийлус, аспирантка и соавтор исследования, отметила: «Техно-функциональные свидетельства инструментов практически не учитывались при изучении их символического значения. Будущие исследования с использованием предложенной методологии могут подтвердить нашу гипотезу.» Дальнейшие исследования в этом направлении обещают углубленно изучить ритуальные практики и мировоззрение первых сельскохозяйственных сообществ Европы.

Изображение носит иллюстративный характер
На ритуальных объектах в Центральной Европе – двух местах в Гозеке (Саксония-Анхальт, Германия) и одном в Земмерде (Тюрингия, Германия) – были обнаружены депозиторы, относящиеся к культуре линейной керамики (LBK) и датируемые периодом 4900–4650 гг. до н. э. Эти объекты являются одними из старейших свидетельств ритуальных практик в Европе.
Подробный анализ четырнадцати наборов жерновов, проведённый сотрудниками отдела доистории Университата Автонома де Барселона, охватил изучение технических, функциональных и морфологических характеристик. Особое внимание уделялось тому, что изготовление инструментов требовало использования материалов, привозимых из отдалённых районов, а их укладку в депозитах характеризовал чёткий порядок: пары инструментов соприкасались рабочими поверхностями и ориентировались строго с востока на запад.
Состояние износа жерновов – от практически новых до полностью изношенных – позволило проследить условную «биографию» каждого экземпляра, что символически отражает циклы рождения, жизни и смерти. Эти особенности подчеркивают глубокую взаимосвязь между материальным миром и понятиями времени, где этапы производства, использования, воспроизводства и захоронения становятся аналогами жизненного пути.
Исследователи делают акцент на том, что в рамках повседневной жизни женщин культуры линейной керамики данные инструменты играли не только утилитарную роль, но и становились носителями коллективной памяти и идентичности, передаваемой из поколения в поколение. Такой подход раскрывает сложное отношение древних сообществ к ритуалам смены жизненных фаз.
Эрик Замцов, аспирант и первый автор исследования, заявил: «Эти результаты отражают высокую социальную ценность этих объектов и заставляют нас предположить, что центральное понятие, заложенное в 'биографии' инструментов, — это время. Концепция, воплощённая в стадиях производства, использования, воспроизводства и захоронения, указывает на циклы рождения, жизни и смерти, рассматриваемые с точки зрения женщин, главных пользователей этих камней.» Роберто Риш, руководитель исследования, добавил: «Намерение, передаваемое через эти находки, представляет собой сложное и многогранное восприятие времени, которое выходит за рамки ритма ежегодных урожаев, с которым их до сих пор связывали.»
Образцы, подобные найденным в Германии, обнаружены и во Франции, и в Бельгии. В общей сложности идентифицировано 20 депозитов с 89 каменными жерновами, относимыми к 13 различным культовым комплексам Центральной Европы. Эти данные ранее ассоциировались с цикличностью дня и ночи, сельскохозяйственным годом, плодородием и праздничными обрядами, но новое исследование проливает свет на их связь с жизненными этапами.
Тщательно отобранный технологический процесс изготовления, сложная организация первичного использования и последующего ритуального захоронения иллюстрируют не только экономическое значение этих объектов в аграрном обществе, но и отражают идеологическую систему, в которой понятие времени воспринималось как многослойное и динамичное.
Марина Эгийлус, аспирантка и соавтор исследования, отметила: «Техно-функциональные свидетельства инструментов практически не учитывались при изучении их символического значения. Будущие исследования с использованием предложенной методологии могут подтвердить нашу гипотезу.» Дальнейшие исследования в этом направлении обещают углубленно изучить ритуальные практики и мировоззрение первых сельскохозяйственных сообществ Европы.