Новый тренд захватил социальные сети – короткие видео с погружением в различные исторические эпохи, созданные с помощью искусственного интеллекта. Норвежский блогер Хогне, владелец каналов "POV Lab" и "Time Traveller POV" на TikTok, публикует ролики о жизни в Средневековье и Древнем Египте, собирая миллионы просмотров. Его средневековое видео набрало 53 миллиона просмотров.

Создатели подобного контента, включая блогера Дэна, утверждают, что тратят на производство одного ролика от четырех до восьми часов. Они используют ChatGPT для исследований и различные ИИ-инструменты для создания изображений. По их словам, видео призваны передать атмосферу эпохи, а не служить историческим документом.
Однако историки выражают серьезную обеспокоенность. Доктор Эми Бойингтон называет средневековые видео «любительскими» и указывает на грубые ошибки – например, наличие застекленных окон и железнодорожных путей в городах XIV века. Она предупреждает об опасности искажения исторических фактов, особенно для молодой аудитории.
Археолог доктор Ханна Платтс, анализируя видео о Помпеях, отмечает множество анахронизмов: современные бокалы для вина, перечницы и булочки вместо исторически достоверных предметов. Видео игнорирует реальные свидетельства очевидцев, например, описание извержения Везувия Плинием Младшим.
Профессор египтологии Элизабет Фруд критикует ролик о Египте 1250 года до н. э. за упрощение сложной древней культуры и очевидные ошибки, такие как неправильное направление чтения иероглифов. Профессор Барбара Кис, анализируя видео о Чернобыле, указывает на использование послеаварийных кадров для изображения дня катастрофы.
Особую тревогу вызывает отсутствие ссылок на источники информации и прозрачности в работе ИИ. Эксперты опасаются, что подобные видео могут использоваться для намеренного искажения исторических событий, включая отрицание Холокоста.
Создатели контента признают несовершенство технологии и обещают улучшить качество исследований. Хогне планирует добавлять ссылки на источники, а Дэн призывает зрителей проводить собственные исторические изыскания. Тем не менее, пока видео продолжают распространять неточную информацию среди миллионов пользователей социальных сетей.
Историки подчеркивают: при правильном подходе ИИ-визуализации могли бы повысить интерес к истории. Однако для этого необходимы тщательные исследования, верификация источников и четкое обозначение границы между художественной интерпретацией и историческим фактом.

Изображение носит иллюстративный характер
Создатели подобного контента, включая блогера Дэна, утверждают, что тратят на производство одного ролика от четырех до восьми часов. Они используют ChatGPT для исследований и различные ИИ-инструменты для создания изображений. По их словам, видео призваны передать атмосферу эпохи, а не служить историческим документом.
Однако историки выражают серьезную обеспокоенность. Доктор Эми Бойингтон называет средневековые видео «любительскими» и указывает на грубые ошибки – например, наличие застекленных окон и железнодорожных путей в городах XIV века. Она предупреждает об опасности искажения исторических фактов, особенно для молодой аудитории.
Археолог доктор Ханна Платтс, анализируя видео о Помпеях, отмечает множество анахронизмов: современные бокалы для вина, перечницы и булочки вместо исторически достоверных предметов. Видео игнорирует реальные свидетельства очевидцев, например, описание извержения Везувия Плинием Младшим.
Профессор египтологии Элизабет Фруд критикует ролик о Египте 1250 года до н. э. за упрощение сложной древней культуры и очевидные ошибки, такие как неправильное направление чтения иероглифов. Профессор Барбара Кис, анализируя видео о Чернобыле, указывает на использование послеаварийных кадров для изображения дня катастрофы.
Особую тревогу вызывает отсутствие ссылок на источники информации и прозрачности в работе ИИ. Эксперты опасаются, что подобные видео могут использоваться для намеренного искажения исторических событий, включая отрицание Холокоста.
Создатели контента признают несовершенство технологии и обещают улучшить качество исследований. Хогне планирует добавлять ссылки на источники, а Дэн призывает зрителей проводить собственные исторические изыскания. Тем не менее, пока видео продолжают распространять неточную информацию среди миллионов пользователей социальных сетей.
Историки подчеркивают: при правильном подходе ИИ-визуализации могли бы повысить интерес к истории. Однако для этого необходимы тщательные исследования, верификация источников и четкое обозначение границы между художественной интерпретацией и историческим фактом.