Ssylka

Кто стоял за великой железнодорожной кражей: элита преступного мира?

В ночь на 8 августа 1963 года в Британии произошло преступление, ставшее символом дерзости и организованности — Великая железнодорожная кража. В 3 часа утра на мосту Бридего банда из 15 человек, представители двух крупнейших лондонских преступных группировок, напала на ночной почтовый поезд, следовавший из Глазго в Лондон. Их целью были передние два вагона, набитые наличными и ценностями — из-за праздников сумма к перевозке оказалась больше обычного.
Кто стоял за великой железнодорожной кражей: элита преступного мира?
Изображение носит иллюстративный характер

Каждый участник ограбления имел свою роль: кто-то отвечал за вскрытие телефонных линий, кто-то за сигналы на железной дороге. Сигнализация была отключена, на зеленый свет надели перчатку, чтобы его не было видно, а к красному подключили батарею, создав ложную остановку. Когда машинист Джек Миллс затормозил перед «красным», его ударили по голове, приведя в полубессознательное состояние. Второй машинист Дэвид Уитби попытался воспользоваться дорожным телефоном, но был схвачен и избит.

Вся операция была построена на инсайдерской информации: деньги находились в первых двух вагонах. На борту не было полиции, хотя в поезде ехали более 70 сотрудников Почтового ведомства — они остались в хвосте состава и ничего не подозревали. Бандиты отцепили нужные вагоны и попытались перегнать их к мосту, чтобы разгрузить добычу, но их собственный машинист не справился с управлением. Несмотря на травмы, Миллса заставили провести вагоны еще милю вперед.

На мосту Бридего преступники связали и уложили сотрудников Почты лицом вниз. Миллса и Уитби заковали в наручники вместе. На разгрузку у банды было всего 15 минут: цепочкой они перенесли 120 мешков с деньгами весом 2,5 тонны в заранее приготовленные машины Land Rover. Общая сумма похищенного достигла 2,6 миллионов фунтов стерлингов — сегодня это более 50 миллионов фунтов или 65,8 миллионов долларов. Перед уходом грабители приказали жертвам не связываться с полицией еще полчаса, чтобы выиграть время для бегства.

Несмотря на тщательную подготовку, большинство участников были найдены и арестованы в течение года. На момент суда над Робертом Уэлчем полиция продолжала искать еще троих подозреваемых. Судебный процесс стартовал в апреле 1964 года в суде города Эйлсбери под председательством судьи Дэвиса. Судья отметил: «Было бы откровенно злом проявить снисходительность в таких случаях». Особую строгость приговора объясняли не только насилием над машинистом Миллсом, но и унижением, которое испытали британские власти и государственные структуры. «Любой, кто видел этого потрясённого машиниста, не может сомневаться в том, какое устрашающее воздействие оказывает согласованное нападение вооружённых грабителей на законопослушных граждан», — подчеркнул судья.

Приговоры стали одними из самых суровых в истории британской юстиции: 12 признанных виновными, в том числе Роберт Уэлч, получили длительные сроки. Томми Уисби позже вспоминал: «Я не мог думать ни о чём, кроме как о 30 годах». По мнению самих осуждённых, на строгость приговора повлияла публичная оплошность властей.

Среди ключевых фигур банды был казначей Чарльз Уилсон, который сбежал из тюрьмы через четыре месяца после суда, но спустя четыре года был пойман в Канаде и отсидел ещё десять лет. Ронни Биггс выбрался из тюрьмы Вандсуорт по верёвочной лестнице спустя 15 месяцев после приговора, почти 40 лет скрывался в Испании, Австралии и Бразилии, но в 2001 году добровольно вернулся в Великобританию ради медицинской помощи и досидел остаток срока. Главный организатор, Брюс Рейнольдс, скрывался пять лет, сдался в 1966 году и провёл в заключении 9 лет. Его сын, Ник Рейнольдс, позже стал членом группы Alabama 3 — песня коллектива "Woke Up This Morning" стала темой для сериала «Клан Сопрано». Джеймс Уайт, отвечавший за логистику, был пойман спустя три года после ограбления и освобождён в 1975 году. Все осуждённые в итоге вышли из тюрьмы досрочно.

Большая часть украденных денег так и не была найдена, несмотря на обещание полиции выплатить 10% вознаграждения за информацию. Жертвы налёта — Миллс и Уитби — до конца жизни страдали от последствий нападения. Миллс больше не работал и умер от лейкемии в 1970 году, Уитби также получил травмы.

Преступление мгновенно стало легендой: общество одновременно осуждало и романтизировало грабителей, а для судебной системы этот случай стал символом принципиального неприятия вооружённых нападений. Власти были унижены дерзостью и масштабом налёта, а методы банды и детали операции обсуждались в СМИ и в экспертной среде. Как заметил один из комментаторов, «элита преступного мира» сумела потрясти основы британского общества.


Новое на сайте