В храме Сети I в Абидосе находятся загадочные иероглифы, которые долгое время вызывали бурные дискуссии среди исследователей и любителей альтернативной истории. На первый взгляд некоторые изображения действительно напоминают современную военную технику – вертолет, танк, подводную лодку и даже планер.

Эти необычные изображения датируются примерно 1250 годом до н. э. и появились в результате строительных работ, проведенных фараоном Рамсесом II в храме своего отца Сети I. Во время реконструкции произошло наложение иероглифов разных эпох, а последующее частичное разрушение штукатурки создало эффект палимпсеста – текста, написанного поверх более раннего.
То, что многие принимают за «вертолет», на самом деле является сочетанием иероглифа лука с несколькими детерминативами. «Подводная лодка» образовалась при наложении двух символов – кисти руки (звук «д») и иероглифа, обозначающего звук «м». Подобные визуальные иллюзии объясняются феноменом парейдолии – свойством человеческого мозга находить знакомые образы в случайных формах.
Похожая ситуация произошла с рельефами в храме богини Хатхор в Дендере, недалеко от Луксора. Изображение, которое энтузиасты альтернативной истории интерпретировали как «электрическую лампочку», в действительности представляет собой традиционный египетский символ – цветок лотоса со змеем.
Сторонники теорий палеоконтакта и уфологии часто используют эти изображения как доказательство существования развитых технологий в Древнем Египте. Однако египтологи убедительно доказали, что все эти «технологические артефакты» являются результатом случайного наложения традиционных египетских символов.
В храме также присутствуют другие характерные для древнеегипетского искусства символы, такие как джед (символ стойкости, изображаемый в виде позвоночного столба) и различные виды традиционного вооружения. Все они имеют четкое историческое объяснение и культурный контекст.
Абидосские иероглифы служат ярким примером того, как неверная интерпретация древних изображений может привести к появлению псевдонаучных теорий. При этом научный подход позволяет найти логичное объяснение даже самым загадочным артефактам прошлого.

Изображение носит иллюстративный характер
Эти необычные изображения датируются примерно 1250 годом до н. э. и появились в результате строительных работ, проведенных фараоном Рамсесом II в храме своего отца Сети I. Во время реконструкции произошло наложение иероглифов разных эпох, а последующее частичное разрушение штукатурки создало эффект палимпсеста – текста, написанного поверх более раннего.
То, что многие принимают за «вертолет», на самом деле является сочетанием иероглифа лука с несколькими детерминативами. «Подводная лодка» образовалась при наложении двух символов – кисти руки (звук «д») и иероглифа, обозначающего звук «м». Подобные визуальные иллюзии объясняются феноменом парейдолии – свойством человеческого мозга находить знакомые образы в случайных формах.
Похожая ситуация произошла с рельефами в храме богини Хатхор в Дендере, недалеко от Луксора. Изображение, которое энтузиасты альтернативной истории интерпретировали как «электрическую лампочку», в действительности представляет собой традиционный египетский символ – цветок лотоса со змеем.
Сторонники теорий палеоконтакта и уфологии часто используют эти изображения как доказательство существования развитых технологий в Древнем Египте. Однако египтологи убедительно доказали, что все эти «технологические артефакты» являются результатом случайного наложения традиционных египетских символов.
В храме также присутствуют другие характерные для древнеегипетского искусства символы, такие как джед (символ стойкости, изображаемый в виде позвоночного столба) и различные виды традиционного вооружения. Все они имеют четкое историческое объяснение и культурный контекст.
Абидосские иероглифы служат ярким примером того, как неверная интерпретация древних изображений может привести к появлению псевдонаучных теорий. При этом научный подход позволяет найти логичное объяснение даже самым загадочным артефактам прошлого.