В первом половине XIX века Эдгар Аллан По, скончавшийся в 1849 году в Балтиморе в возрасте сорока лет, был более известен как требовательный литературный критик. Об этом свидетельствуют его рецензии и эссе, собранные в объёмный том на 1544 страницы. При жизни он прославился поэмой «Ворон» 1845 года, однако сегодня его чаще вспоминают благодаря готическим и детективным рассказам вроде «Падения дома Ашеров», «Бочонка амонтильядо», «Ямы и маятника», «Убийств на улице Морг» и «Похищенного письма».
![Почему образ Эдгара По превращается в современного детектива?](/images/topic/9000.jpg)
Частично мистическая слава По возникла из-за загадочных обстоятельств его смерти, что усилило его мрачный ореол. Но время сильно изменило восприятие личности и творчества этого писателя, хотя прошло уже 176 лет с его кончины. В ходе литературной истории По повлиял на Фёдора Достоевского, заинтересовавшегося атмосферой его текстов, а Шарль Бодлер запустил во Франции «по-манию», переводя его произведения. Жюль Верн даже написал продолжение к роману «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Говард Филлипс Лавкрафт называл По «моим Богом художественной прозы», а Владимир Набоков использовал строку «царство у моря» из последней завершённой поэмы «Аннабел Ли» в качестве первоначального названия для «Лолиты».
Именно По заложил основу сразу для нескольких жанров — от хоррора до научной фантастики и детективных историй. Не случайно главную премию в области детектива, присуждаемую Ассоциацией детективных писателей Америки, назвали «Эдгаром». Успешная трансформация его коротких рассказов в кинематографе только укрепила эту репутацию: существует более 240 экранизаций, и, по одной из версий, он может считаться самым экранизируемым писателем XIX века. Уже в 1909 году Дэвид Уорк Гриффит снял короткий фильм «Edgar Allen Poe» (с ошибкой в написании среднего имени), который предложил не столько биографию, сколько легенду о писателе.
В XXI веке началась новая волна интереса к По. Исследователь Хосе Мануэль Родригес Эррера утверждает, что образ писателя «как это ни странно» стал походить на Шерлока Холмса. Этот поворот связан с тем, что классические персонажи начинают обретать почти супергеройские черты в современном кино, которое всё чаще смешивает периодную эстетику с элементами forensic-детектива. Впрочем, ещё сэр Артур Конан Дойл открыто вдохновлялся персонажем Огюста Дюпена, придуманным По, когда создавал собственную легенду о Холмсе.
Самого Шерлока Холмса в новом веке дважды возвращали на экраны. Сначала был яркий стимпанк-образ от Роберта Дауни-мл., затем более приближённое к оригиналу воплощение Бенедикта Камбербэтча в современной Англии. Эти успехи повлияли и на экранные версии По, который в ряде проектов выступает уже не просто писателем, а одарённым сыщиком. В фильме «Ворон» 2012 года он противостоит «одному из самых преданных поклонников», воссоздающему жестокие сюжеты его рассказов. Такая концепция «серийного убийцы» превращает готический мир в динамичную криминальную историю.
Ещё примечательнее пример «Всевидящего ока» 2022 года, где молодой По, будучи кадетом Вест-Пойнта, помогает отставному следователю раскрывать загадочные преступления. Здесь режиссёр повторяет приём, когда будущий автор мрачных рассказов выступает в роли чуткого наблюдателя с аналитическим умом. Если раньше поэтическая меланхолия и печальная судьба делали образ По «роковым», то теперь во многих экранизациях он предстает почти уникальным экспертом по вскрытиям и странным загадкам.
Актуальная тенденция показывает, что кинематограф и литература всё чаще ставят По в центр детективных историй, подчеркивая его интуицию и талант к разгадыванию тайн. Он уже не просто автор, рассеянно бродящий по туманным переулкам Балтимора, но и эксцентричный знаток криминалистики, который весьма успешно обходится без традиционной ауры гнетущей безысходности. Так прошлое и настоящее слились в новом образе — необычный прорыв для писателя, чей короткий жизненный путь когда-то оборвался так трагически.
![Почему образ Эдгара По превращается в современного детектива?](/images/topic/9000.jpg)
Изображение носит иллюстративный характер
Частично мистическая слава По возникла из-за загадочных обстоятельств его смерти, что усилило его мрачный ореол. Но время сильно изменило восприятие личности и творчества этого писателя, хотя прошло уже 176 лет с его кончины. В ходе литературной истории По повлиял на Фёдора Достоевского, заинтересовавшегося атмосферой его текстов, а Шарль Бодлер запустил во Франции «по-манию», переводя его произведения. Жюль Верн даже написал продолжение к роману «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Говард Филлипс Лавкрафт называл По «моим Богом художественной прозы», а Владимир Набоков использовал строку «царство у моря» из последней завершённой поэмы «Аннабел Ли» в качестве первоначального названия для «Лолиты».
Именно По заложил основу сразу для нескольких жанров — от хоррора до научной фантастики и детективных историй. Не случайно главную премию в области детектива, присуждаемую Ассоциацией детективных писателей Америки, назвали «Эдгаром». Успешная трансформация его коротких рассказов в кинематографе только укрепила эту репутацию: существует более 240 экранизаций, и, по одной из версий, он может считаться самым экранизируемым писателем XIX века. Уже в 1909 году Дэвид Уорк Гриффит снял короткий фильм «Edgar Allen Poe» (с ошибкой в написании среднего имени), который предложил не столько биографию, сколько легенду о писателе.
В XXI веке началась новая волна интереса к По. Исследователь Хосе Мануэль Родригес Эррера утверждает, что образ писателя «как это ни странно» стал походить на Шерлока Холмса. Этот поворот связан с тем, что классические персонажи начинают обретать почти супергеройские черты в современном кино, которое всё чаще смешивает периодную эстетику с элементами forensic-детектива. Впрочем, ещё сэр Артур Конан Дойл открыто вдохновлялся персонажем Огюста Дюпена, придуманным По, когда создавал собственную легенду о Холмсе.
Самого Шерлока Холмса в новом веке дважды возвращали на экраны. Сначала был яркий стимпанк-образ от Роберта Дауни-мл., затем более приближённое к оригиналу воплощение Бенедикта Камбербэтча в современной Англии. Эти успехи повлияли и на экранные версии По, который в ряде проектов выступает уже не просто писателем, а одарённым сыщиком. В фильме «Ворон» 2012 года он противостоит «одному из самых преданных поклонников», воссоздающему жестокие сюжеты его рассказов. Такая концепция «серийного убийцы» превращает готический мир в динамичную криминальную историю.
Ещё примечательнее пример «Всевидящего ока» 2022 года, где молодой По, будучи кадетом Вест-Пойнта, помогает отставному следователю раскрывать загадочные преступления. Здесь режиссёр повторяет приём, когда будущий автор мрачных рассказов выступает в роли чуткого наблюдателя с аналитическим умом. Если раньше поэтическая меланхолия и печальная судьба делали образ По «роковым», то теперь во многих экранизациях он предстает почти уникальным экспертом по вскрытиям и странным загадкам.
Актуальная тенденция показывает, что кинематограф и литература всё чаще ставят По в центр детективных историй, подчеркивая его интуицию и талант к разгадыванию тайн. Он уже не просто автор, рассеянно бродящий по туманным переулкам Балтимора, но и эксцентричный знаток криминалистики, который весьма успешно обходится без традиционной ауры гнетущей безысходности. Так прошлое и настоящее слились в новом образе — необычный прорыв для писателя, чей короткий жизненный путь когда-то оборвался так трагически.