Генеративный ИИ, который иногда воспринимают как нечто футуристическое, стал «квинтэссенцией нашего времени». Он используется для создания новых произведений искусства, разработки технологий, анализа данных и моделирования людей, мест и вещей. Однако, генеративный ИИ влияет не только на наше представление о будущем, но и на то, как мы видим и интерпретируем прошлое.
![Может ли ИИ-генерация изображений создать фальшивую археологию?](/images/topic/8855.jpg)
ИИ-изображения уже используются для иллюстрации статей о научных открытиях, связанных с неандертальцами. Музеи применяют их для анимации мезолитического периода (примерно от 9000 до 4300 лет назад). Создатели контента на TikTok используют ИИ для создания реалистичных коротких видеороликов об археологии и истории. ИИ-изображения были задействованы даже в телевизионном документальном фильме о Стоунхендже.
Генеративный ИИ, помимо очевидных преимуществ, имеет и недостатки. Он требует значительных вычислительных мощностей, что приводит к большому углеродному следу. Кроме того, данные для обучения (изображения, тексты и т. д.) часто создаются людьми, что вызывает опасения по поводу неправомерного использования существующих работ и нарушения прав интеллектуальной собственности.
В археологии эти проблемы приобретают особое значение. С одной стороны, ИИ может предложить новые способы реконструкции или визуализации прошлых цивилизаций. С другой стороны, дезинформация или искажение фактов в археологии могут иметь серьезные последствия.
Еще до появления ИИ археологи понимали, что визуальные реконструкции прошлого могут быть предвзятыми и требуют критического осмысления. Исследование Стефани Мозер, в котором были проанализированы 550 реконструкций, опубликованных в научных и популярных текстах об эволюции человека, выявило гендерные стереотипы. Мужчины изображались охотящимися, создающими инструменты и искусство, совершающими ритуалы, в то время как женщины изображались в более пассивных ролях. Дайан Гиффорд-Гонсалес, проанализировав 231 изображение доисторических мужчин, обнаружила, что ни на одном из них мужчина не прикасается к ребенку, женщине или пожилому человеку. Эти изображения противоречат археологическим свидетельствам о разнообразных ролях и сложных социальных структурах. Недавнее исследование, основанное на анализе ДНК, показало, что женщины занимали центральное место в обществах железного века.
Примером того, как реконструкции могут влиять на общественное понимание истории, является «Чеддерский человек» – темнокожая реконструкция древнего человека, найденного на юго-западе Англии. Анализ древней ДНК показал, что не все предки в северных регионах были светлокожими. Это открытие имело политические и социальные последствия. Важно понимать, что даже при появлении новых данных устаревшие изображения могут сохраняться в сознании людей и в наборах данных для обучения ИИ.
Генеративный ИИ усугубляет эти проблемы. Устаревшие или неточные данные могут многократно перерабатываться и усиливаться. ИИ может органично сочетать правдоподобные детали с фактически неверными элементами, создавая «галлюцинации». Зрителям может быть трудно отличить точные данные от ошибок, сгенерированных ИИ. Археологический иллюстратор Саймон Джеймс отмечал, что художники могут использовать такие приемы, как облака дыма, чтобы скрыть неизвестные детали. Важно, чтобы любые догадки в реконструкциях были прозрачны, чтобы не вводить общественность в заблуждение.
Создание визуализаций – важная часть археологических исследований. Иногда реконструкции стремятся к фотографической точности, а иногда они сосредоточены на изучении гипотез или привлечении молодой аудитории. Важно знать, какие элементы подтверждены доказательствами, а какие являются спекулятивными. Сам процесс создания реконструкции помогает археологам углубить свое понимание объекта. Передача этого процесса ИИ может лишить исследователей важного пути к интерпретационным открытиям. Сотрудничество с художниками может привести к изобретению новых способов объяснения или интерпретации археологических данных и открытию новых повествований о прошлом.
В последнее время наблюдается рост популярности псевдоархеологии, примером чего является шоу Netflix «Древний Апокалипсис». Грэм Хэнкок в этом шоу выдвигает гипотезу о существовании развитой цивилизации ледникового периода (Атлантиды), которая была опровергнута большинством археологов. Генеративный ИИ упрощает создание поддельных или вводящих в заблуждение археологических «открытий», которые могут быстро распространяться благодаря фотореалистичным изображениям, созданным ИИ.
Некоторые археологи уже тестируют ИИ для выдвижения новых гипотез о древней жизни. Студентов-археологов учат критически использовать ИИ, анализировать, подвергать сомнению и проверять результаты его работы. Важно критически подходить ко всем визуализациям, независимо от того, созданы ли они генеративным ИИ или традиционными методами.
![Может ли ИИ-генерация изображений создать фальшивую археологию?](/images/topic/8855.jpg)
Изображение носит иллюстративный характер
ИИ-изображения уже используются для иллюстрации статей о научных открытиях, связанных с неандертальцами. Музеи применяют их для анимации мезолитического периода (примерно от 9000 до 4300 лет назад). Создатели контента на TikTok используют ИИ для создания реалистичных коротких видеороликов об археологии и истории. ИИ-изображения были задействованы даже в телевизионном документальном фильме о Стоунхендже.
Генеративный ИИ, помимо очевидных преимуществ, имеет и недостатки. Он требует значительных вычислительных мощностей, что приводит к большому углеродному следу. Кроме того, данные для обучения (изображения, тексты и т. д.) часто создаются людьми, что вызывает опасения по поводу неправомерного использования существующих работ и нарушения прав интеллектуальной собственности.
В археологии эти проблемы приобретают особое значение. С одной стороны, ИИ может предложить новые способы реконструкции или визуализации прошлых цивилизаций. С другой стороны, дезинформация или искажение фактов в археологии могут иметь серьезные последствия.
Еще до появления ИИ археологи понимали, что визуальные реконструкции прошлого могут быть предвзятыми и требуют критического осмысления. Исследование Стефани Мозер, в котором были проанализированы 550 реконструкций, опубликованных в научных и популярных текстах об эволюции человека, выявило гендерные стереотипы. Мужчины изображались охотящимися, создающими инструменты и искусство, совершающими ритуалы, в то время как женщины изображались в более пассивных ролях. Дайан Гиффорд-Гонсалес, проанализировав 231 изображение доисторических мужчин, обнаружила, что ни на одном из них мужчина не прикасается к ребенку, женщине или пожилому человеку. Эти изображения противоречат археологическим свидетельствам о разнообразных ролях и сложных социальных структурах. Недавнее исследование, основанное на анализе ДНК, показало, что женщины занимали центральное место в обществах железного века.
Примером того, как реконструкции могут влиять на общественное понимание истории, является «Чеддерский человек» – темнокожая реконструкция древнего человека, найденного на юго-западе Англии. Анализ древней ДНК показал, что не все предки в северных регионах были светлокожими. Это открытие имело политические и социальные последствия. Важно понимать, что даже при появлении новых данных устаревшие изображения могут сохраняться в сознании людей и в наборах данных для обучения ИИ.
Генеративный ИИ усугубляет эти проблемы. Устаревшие или неточные данные могут многократно перерабатываться и усиливаться. ИИ может органично сочетать правдоподобные детали с фактически неверными элементами, создавая «галлюцинации». Зрителям может быть трудно отличить точные данные от ошибок, сгенерированных ИИ. Археологический иллюстратор Саймон Джеймс отмечал, что художники могут использовать такие приемы, как облака дыма, чтобы скрыть неизвестные детали. Важно, чтобы любые догадки в реконструкциях были прозрачны, чтобы не вводить общественность в заблуждение.
Создание визуализаций – важная часть археологических исследований. Иногда реконструкции стремятся к фотографической точности, а иногда они сосредоточены на изучении гипотез или привлечении молодой аудитории. Важно знать, какие элементы подтверждены доказательствами, а какие являются спекулятивными. Сам процесс создания реконструкции помогает археологам углубить свое понимание объекта. Передача этого процесса ИИ может лишить исследователей важного пути к интерпретационным открытиям. Сотрудничество с художниками может привести к изобретению новых способов объяснения или интерпретации археологических данных и открытию новых повествований о прошлом.
В последнее время наблюдается рост популярности псевдоархеологии, примером чего является шоу Netflix «Древний Апокалипсис». Грэм Хэнкок в этом шоу выдвигает гипотезу о существовании развитой цивилизации ледникового периода (Атлантиды), которая была опровергнута большинством археологов. Генеративный ИИ упрощает создание поддельных или вводящих в заблуждение археологических «открытий», которые могут быстро распространяться благодаря фотореалистичным изображениям, созданным ИИ.
Некоторые археологи уже тестируют ИИ для выдвижения новых гипотез о древней жизни. Студентов-археологов учат критически использовать ИИ, анализировать, подвергать сомнению и проверять результаты его работы. Важно критически подходить ко всем визуализациям, независимо от того, созданы ли они генеративным ИИ или традиционными методами.