Мечта о покорении межзвездного пространства веками будоражила умы человечества. В последние годы, благодаря развитию технологий, возникла надежда на то, что путешествие к другим звездным системам станет реальностью. Одним из многообещающих методов является использование световых парусов, приводимых в движение давлением света. Эта концепция, некогда казавшаяся научной фантастикой, сегодня привлекает пристальное внимание ученых и инженеров, в том числе и в рамках амбициозного проекта Breakthrough Starshot, основанного Юрием Мильнером и Стивеном Хокингом. Целью проекта является достижение Альфы Центавра, ближайшей к нам звездной системы.
Традиционные паруса, использующие энергию ветра, уступили место солнечным парусам, которые используют давление света от Солнца. Однако, для достижения межзвездных скоростей необходима более мощная сила, и здесь на сцену выходят лазерные паруса. Идея состоит в том, чтобы использовать мощный лазер, направленный на легкий парус, для разгона космического аппарата до значительных скоростей. Однако, практическая реализация этой технологии сопряжена с огромными трудностями.
Ученые из Калифорнийского технологического института, под руководством постдока Лиора Михаэли и аспиранта Рамона Гао, опубликовали в журнале Nature Photonics статью, описывающую инновационную экспериментальную установку, предназначенную для измерения силы, которую лазер оказывает на световой парус. Основной проблемой являлось точное измерение очень слабого давления света, которое сложно отделить от вибраций, вызванных нагревом от лазера. Решение было найдено в использовании микроскопической модели светового паруса, размером 40 на 40 микрон, прикрепленной к тонким кремниево-нитридным пружинам.
Эта микроскопическая конструкция, названная «микроскопическим батутом», представляет собой тонкую мембрану из кремниевого нитрида толщиной всего 50 нанометров. Она была облучена аргоновым лазером, при этом вибрации, вызванные как нагревом, так и давлением излучения, измерялись с помощью интерферометра с общим лучом. Установка была интегрирована с микроскопом и помещена в вакуумную камеру, что позволило достичь точности измерения смещений до пикометрового уровня. Это дало возможность исследователям точно отделить давление света от вибраций, вызванных нагревом, и получить ценные данные о взаимодействии света с парусом.
Результаты экспериментов показали, что угол падения лазерного луча оказывает существенное влияние на силу толкания, а дифракция света на краях паруса снижает его эффективность. Эти открытия имеют огромное значение для разработки будущих световых парусов. Стало очевидно, что не только материал паруса, но и его форма и точное выравнивание лазерного луча будут играть важнейшую роль в достижении максимальной эффективности.
Ученые выявили, что нанометровая точность и контроль являются ключевыми факторами в разработке технологий для лазерных парусов. Для будущих миссий, таких как путешествие к Альфе Центавре, планируется использовать паруса площадью 10 квадратных метров, что значительно превосходит размер микроскопического прототипа. В дальнейшем планируется проводить исследования наноматериалов и методов самокоррекции, которые могут увеличить производительность и стабильность паруса во время длительного космического полета.
Разработка технологии световых парусов – это сложный и многогранный процесс, который требует решения множества научных и инженерных задач. Исследования, проводимые в лабораториях, таких как в Caltech, закладывают прочную основу для будущих открытий. По мере развития технологий и углубления нашего понимания физических процессов, вероятность того, что межзвездные путешествия на лазерном парусе станут реальностью, будет неуклонно расти.
Изображение носит иллюстративный характер
Традиционные паруса, использующие энергию ветра, уступили место солнечным парусам, которые используют давление света от Солнца. Однако, для достижения межзвездных скоростей необходима более мощная сила, и здесь на сцену выходят лазерные паруса. Идея состоит в том, чтобы использовать мощный лазер, направленный на легкий парус, для разгона космического аппарата до значительных скоростей. Однако, практическая реализация этой технологии сопряжена с огромными трудностями.
Ученые из Калифорнийского технологического института, под руководством постдока Лиора Михаэли и аспиранта Рамона Гао, опубликовали в журнале Nature Photonics статью, описывающую инновационную экспериментальную установку, предназначенную для измерения силы, которую лазер оказывает на световой парус. Основной проблемой являлось точное измерение очень слабого давления света, которое сложно отделить от вибраций, вызванных нагревом от лазера. Решение было найдено в использовании микроскопической модели светового паруса, размером 40 на 40 микрон, прикрепленной к тонким кремниево-нитридным пружинам.
Эта микроскопическая конструкция, названная «микроскопическим батутом», представляет собой тонкую мембрану из кремниевого нитрида толщиной всего 50 нанометров. Она была облучена аргоновым лазером, при этом вибрации, вызванные как нагревом, так и давлением излучения, измерялись с помощью интерферометра с общим лучом. Установка была интегрирована с микроскопом и помещена в вакуумную камеру, что позволило достичь точности измерения смещений до пикометрового уровня. Это дало возможность исследователям точно отделить давление света от вибраций, вызванных нагревом, и получить ценные данные о взаимодействии света с парусом.
Результаты экспериментов показали, что угол падения лазерного луча оказывает существенное влияние на силу толкания, а дифракция света на краях паруса снижает его эффективность. Эти открытия имеют огромное значение для разработки будущих световых парусов. Стало очевидно, что не только материал паруса, но и его форма и точное выравнивание лазерного луча будут играть важнейшую роль в достижении максимальной эффективности.
Ученые выявили, что нанометровая точность и контроль являются ключевыми факторами в разработке технологий для лазерных парусов. Для будущих миссий, таких как путешествие к Альфе Центавре, планируется использовать паруса площадью 10 квадратных метров, что значительно превосходит размер микроскопического прототипа. В дальнейшем планируется проводить исследования наноматериалов и методов самокоррекции, которые могут увеличить производительность и стабильность паруса во время длительного космического полета.
Разработка технологии световых парусов – это сложный и многогранный процесс, который требует решения множества научных и инженерных задач. Исследования, проводимые в лабораториях, таких как в Caltech, закладывают прочную основу для будущих открытий. По мере развития технологий и углубления нашего понимания физических процессов, вероятность того, что межзвездные путешествия на лазерном парусе станут реальностью, будет неуклонно расти.