Исследование древней ДНК из захоронения в Дорсете, на юго-западе Англии, в корне меняет наше представление о социальных структурах кельтских племен, населявших территорию Британии до римского вторжения. Анализ генетического материала из 57 могил, датируемых периодом с 100 года до нашей эры по 200 год нашей эры, выявил удивительную закономерность. Оказалось, что две трети захороненных принадлежали к одной материнской линии. Это свидетельствует о том, что женщины были тесно связаны между собой, в то время как мужчины, как правило, прибывали в общину извне.
Такой феномен, известный как матрилокальность, подразумевает, что именно женщины оставались жить в своих семьях, а мужчины, вероятно, после брака, переезжали к семьям своих жен. Подобная социальная модель имеет ряд значительных последствий. В матрилокальном обществе именно женщины, по-видимому, поддерживали социальные связи на протяжении всей жизни. Им же, скорее всего, принадлежало право наследования или управления землей и собственностью. Мужчины, в свою очередь, становились в некотором роде «относительными чужаками», чьи благосостояние и социальное положение зависели от семей их жен.
Исторически матрилокальность является крайне редкой моделью. Преобладающей системой как в древней Британии, так и в Европе был патрилокальный уклад, когда женщины переезжали в семью мужа. Антропологические исследования доиндустриальных обществ в период с 1800 года и до наших дней показывают, что мужчины переезжают в семьи жен только в 8% случаев.
Кельтские племена, населявшие Британию до римского вторжения в 43 году нашей эры, представляли собой пеструю мозаику племен, объединенных родственными языками и общим стилем в искусстве. Археологические находки, в частности, ценные предметы, обнаруженные в женских захоронениях, подтверждают значимость женской роли в кельтском обществе. Даже римские авторы, такие как Юлий Цезарь, с некоторым пренебрежением отмечали независимость и воинственность кельтских женщин.
Важно подчеркнуть, что речь не идет о матриархате, где женщины обладают формальной политической властью. Исследование указывает на то, что женщины контролировали землю и собственность, а также пользовались мощной социальной поддержкой, но не на то, что они занимали доминирующее положение в политической системе.
Полученные данные позволяют предположить, что кельтское общество в Британии было более эгалитарным по сравнению с римским, где права женщин были значительно ограничены. Наличие у женщин контроля над землей и крепких социальных связей делает его более равноправным.
Исследование, опубликованное в журнале Nature, является важным шагом в понимании социальных структур доримской Британии. Работа, проделанная генетиком Ларой Кэссиди (Тринити-колледж Дублина) и археологом Майлсом Расселом (Борнмутский университет), проливает свет на малоизученные аспекты жизни кельтских племен. Примечательно, что данные, представленные генетиком Гуидо Гнекки-Русконе из Института Макса Планка, о других периодах истории не выявили подобных закономерностей.
Матрилокальность, как социальное устройство, ставит под сомнение общепринятые представления о гендерных ролях и власти в древних обществах. Результаты исследования подчеркивают разнообразие социальных структур прошлого. Изучение древней ДНК становится важнейшим инструментом, позволяющим взглянуть на историю под новым углом, открывая неожиданные и захватывающие факты.
Изображение носит иллюстративный характер
Такой феномен, известный как матрилокальность, подразумевает, что именно женщины оставались жить в своих семьях, а мужчины, вероятно, после брака, переезжали к семьям своих жен. Подобная социальная модель имеет ряд значительных последствий. В матрилокальном обществе именно женщины, по-видимому, поддерживали социальные связи на протяжении всей жизни. Им же, скорее всего, принадлежало право наследования или управления землей и собственностью. Мужчины, в свою очередь, становились в некотором роде «относительными чужаками», чьи благосостояние и социальное положение зависели от семей их жен.
Исторически матрилокальность является крайне редкой моделью. Преобладающей системой как в древней Британии, так и в Европе был патрилокальный уклад, когда женщины переезжали в семью мужа. Антропологические исследования доиндустриальных обществ в период с 1800 года и до наших дней показывают, что мужчины переезжают в семьи жен только в 8% случаев.
Кельтские племена, населявшие Британию до римского вторжения в 43 году нашей эры, представляли собой пеструю мозаику племен, объединенных родственными языками и общим стилем в искусстве. Археологические находки, в частности, ценные предметы, обнаруженные в женских захоронениях, подтверждают значимость женской роли в кельтском обществе. Даже римские авторы, такие как Юлий Цезарь, с некоторым пренебрежением отмечали независимость и воинственность кельтских женщин.
Важно подчеркнуть, что речь не идет о матриархате, где женщины обладают формальной политической властью. Исследование указывает на то, что женщины контролировали землю и собственность, а также пользовались мощной социальной поддержкой, но не на то, что они занимали доминирующее положение в политической системе.
Полученные данные позволяют предположить, что кельтское общество в Британии было более эгалитарным по сравнению с римским, где права женщин были значительно ограничены. Наличие у женщин контроля над землей и крепких социальных связей делает его более равноправным.
Исследование, опубликованное в журнале Nature, является важным шагом в понимании социальных структур доримской Британии. Работа, проделанная генетиком Ларой Кэссиди (Тринити-колледж Дублина) и археологом Майлсом Расселом (Борнмутский университет), проливает свет на малоизученные аспекты жизни кельтских племен. Примечательно, что данные, представленные генетиком Гуидо Гнекки-Русконе из Института Макса Планка, о других периодах истории не выявили подобных закономерностей.
Матрилокальность, как социальное устройство, ставит под сомнение общепринятые представления о гендерных ролях и власти в древних обществах. Результаты исследования подчеркивают разнообразие социальных структур прошлого. Изучение древней ДНК становится важнейшим инструментом, позволяющим взглянуть на историю под новым углом, открывая неожиданные и захватывающие факты.