Джон Купер Кларк – известный поэт и перформер, прославившийся своей едкой поэзией в духе панка и острым чувством иронии. За 50 лет творческой деятельности он сумел объединить бунтарский настрой бит-поэзии со смелостью стендап-комедии, и теперь готов стать первым поэтом, выступающим на главной арене Великобритании.

В 2025 году его талант отмечен наградой Northern Music Award, церемония которой пройдет в Ливерпуле в четверг. Два дня спустя поэт зажжет на арене Co-op Live в Манчестере, вместимость которой составляет 23 500 мест. Выступление пройдет в несколько сжатом формате, а уникальная атмосфера закрытого пространства придаст событию особый колорит – ведь, по его словам, «чем больше, тем веселее».
Несмотря на широкую популярность, Clarke категорически отвергает звание «национального сокровища». «Я ненавижу это. Мне кажется, что это звучит так, будто стучишь в дверь рая», – заявил он, добавив, что такое звание, если уж и присваивать его при жизни, должно сопровождаться щедрым вознаграждением, как у классического поэта-лауреата, получающего «£70 в год и бочку шерри».
Поэт с гордостью носит образ дерзкого бунтаря, не желающего подчиняться традиционным нормам. Даже в 76 лет Clarke готов нарушать ожидания и совершать поступки, способные умалить его репутацию, если того пожелает, демонстрируя бескомпромиссное стремление к свободе и независимости.
Творчество Clarke неизменно переплетается с музыкальной сценой. Его поэма «I Wanna Be Yours», впервые выпущенная в 1982 году с ярким музыкальным сопровождением, стала завершающим треком на альбоме AM группы Arctic Monkeys 2013 года. Адаптация поэмы, собравшая почти три миллиарда стримов и стабильно входящая в Топ-40 Spotify, родилась при поддержке продюсера Мартина Ханнетта.
Стихи поэта нашли отклик у множества коллективов – от панк-групп до всемирно известных Arctic Monkeys. Clarke изначально не планировал создавать музыкальные версии своих произведений, однако экспериментам не возражал, признавая, что результаты получались порой неоднозначными. Эти попытки открыли новые возможности для популяризации его творчества и способствовали завоеванию престижных наград.
Любовное стихотворение «I Wanna Be Yours» покорило публику неожиданными образами: «Я хочу быть твоим пылесосом, вдыхая твою пыль; я хочу быть твоей Ford Cortina, я никогда не заржавею». Clarke отмечает, что предпочел бы версию, исполненную Alex, и с долей иронии подмечает: если бы за каждое свадебное чтение его стихов платили по фунту, он бы уже стал мультимиллионером, помимо регулярных роялти от PRS и стриминговых сервисов.
Живые выступления поэта начались в 1960-х годах в кабаре клубах Салфорда, а в 1970-х его острая поэзия завоевала панк-сцены, несмотря на неоднозначную реакцию публики, сопровождавшуюся плевками и бросками бутылок. Он разделял сцену с такими значимыми коллективами, как Joy Division, Sex Pistols, Buzzcocks, The Fall и Elvis Costello.
Среди заметных произведений Clarke – «Beasley Street», «Evidently Chickentown», антисоциальное «I Don't Wanna Be Nice», а также сюрреалистические «(I Married A) Monster From Outer Space» и «Valley of the Lost Women». Эти работы продолжают оказывать влияние на современное восприятие поэзии, насыщая ее остротой социального комментария и энергию бунтарского юмора.
В 1980-х годах творческому пути Clarke поставила испытание героиновая зависимость, которая привела к четырем клиническим «смертям» с постоянным медицинским вмешательством. Он называет себя «самым удачливым человеком» и объясняет своё преображение встречей с женой Эви, ставшей ключевым моментом на пути к выздоровлению. Использование «Evidently Chickentown» в финале сериала «Сопрано» (2007) и глобальный успех адаптации «I Wanna Be Yours» в 2013 году стали важнейшими этапами нового этапа в его карьере.
Выступление 29 марта на арене Co-op Live в Манчестере открывает новую главу, где поэзия Clarke находит новое звучание в закрытом пространстве. Этот формат, кардинально отличающийся от уличных площадок и кабаре его юности, еще раз доказывает: несмотря на годы, бунтарский дух и острая искренность остаются неизменными.

Изображение носит иллюстративный характер
В 2025 году его талант отмечен наградой Northern Music Award, церемония которой пройдет в Ливерпуле в четверг. Два дня спустя поэт зажжет на арене Co-op Live в Манчестере, вместимость которой составляет 23 500 мест. Выступление пройдет в несколько сжатом формате, а уникальная атмосфера закрытого пространства придаст событию особый колорит – ведь, по его словам, «чем больше, тем веселее».
Несмотря на широкую популярность, Clarke категорически отвергает звание «национального сокровища». «Я ненавижу это. Мне кажется, что это звучит так, будто стучишь в дверь рая», – заявил он, добавив, что такое звание, если уж и присваивать его при жизни, должно сопровождаться щедрым вознаграждением, как у классического поэта-лауреата, получающего «£70 в год и бочку шерри».
Поэт с гордостью носит образ дерзкого бунтаря, не желающего подчиняться традиционным нормам. Даже в 76 лет Clarke готов нарушать ожидания и совершать поступки, способные умалить его репутацию, если того пожелает, демонстрируя бескомпромиссное стремление к свободе и независимости.
Творчество Clarke неизменно переплетается с музыкальной сценой. Его поэма «I Wanna Be Yours», впервые выпущенная в 1982 году с ярким музыкальным сопровождением, стала завершающим треком на альбоме AM группы Arctic Monkeys 2013 года. Адаптация поэмы, собравшая почти три миллиарда стримов и стабильно входящая в Топ-40 Spotify, родилась при поддержке продюсера Мартина Ханнетта.
Стихи поэта нашли отклик у множества коллективов – от панк-групп до всемирно известных Arctic Monkeys. Clarke изначально не планировал создавать музыкальные версии своих произведений, однако экспериментам не возражал, признавая, что результаты получались порой неоднозначными. Эти попытки открыли новые возможности для популяризации его творчества и способствовали завоеванию престижных наград.
Любовное стихотворение «I Wanna Be Yours» покорило публику неожиданными образами: «Я хочу быть твоим пылесосом, вдыхая твою пыль; я хочу быть твоей Ford Cortina, я никогда не заржавею». Clarke отмечает, что предпочел бы версию, исполненную Alex, и с долей иронии подмечает: если бы за каждое свадебное чтение его стихов платили по фунту, он бы уже стал мультимиллионером, помимо регулярных роялти от PRS и стриминговых сервисов.
Живые выступления поэта начались в 1960-х годах в кабаре клубах Салфорда, а в 1970-х его острая поэзия завоевала панк-сцены, несмотря на неоднозначную реакцию публики, сопровождавшуюся плевками и бросками бутылок. Он разделял сцену с такими значимыми коллективами, как Joy Division, Sex Pistols, Buzzcocks, The Fall и Elvis Costello.
Среди заметных произведений Clarke – «Beasley Street», «Evidently Chickentown», антисоциальное «I Don't Wanna Be Nice», а также сюрреалистические «(I Married A) Monster From Outer Space» и «Valley of the Lost Women». Эти работы продолжают оказывать влияние на современное восприятие поэзии, насыщая ее остротой социального комментария и энергию бунтарского юмора.
В 1980-х годах творческому пути Clarke поставила испытание героиновая зависимость, которая привела к четырем клиническим «смертям» с постоянным медицинским вмешательством. Он называет себя «самым удачливым человеком» и объясняет своё преображение встречей с женой Эви, ставшей ключевым моментом на пути к выздоровлению. Использование «Evidently Chickentown» в финале сериала «Сопрано» (2007) и глобальный успех адаптации «I Wanna Be Yours» в 2013 году стали важнейшими этапами нового этапа в его карьере.
Выступление 29 марта на арене Co-op Live в Манчестере открывает новую главу, где поэзия Clarke находит новое звучание в закрытом пространстве. Этот формат, кардинально отличающийся от уличных площадок и кабаре его юности, еще раз доказывает: несмотря на годы, бунтарский дух и острая искренность остаются неизменными.