Древнеримская канализация: инженерное чудо, пережившее империю

Великая Клоака, созданная в VI веке до нашей эры, является старейшим сооружением Рима, сохранившимся до наших дней. Первоначально это был открытый канал, проложенный по руслам ручьев, стекающих с холмов. Строительство началось при царе Луции Тарквинии Приске и имело целью осушить болотистую местность между Капитолием и Палатином, что позволило возвести Римский форум.
Древнеримская канализация: инженерное чудо, пережившее империю
Изображение носит иллюстративный характер

Со временем, по мере роста города, канал постепенно расширяли и углубляли, облицовывая его каменными блоками и, позднее, римским бетоном. К I веку нашей эры он стал частью разветвленной системы, куда стекали дождевые воды, стоки из терм и общественных туалетов, а также вода из фонтанов и частных домов. Огромные размеры канала поражали воображение современников, включая географа Страбона, утверждавшего, что по нему могла проехать повозка с сеном.

Великая Клоака выполняла не только утилитарные функции, но и имела глубокое культурное значение, олицетворяя инженерное мастерство и величие Рима. Историки и философы восхищались этим сооружением, сравнивая его по значимости с акведуками и дорогами. На протяжении веков, включая период после падения Римской империи, эта канализационная система оставалась функциональной, а в XVII веке даже был введен специальный налог на ее обслуживание.

Сегодня участки Великой Клоаки продолжают отводить дождевую воду, а устье канала можно наблюдать возле мостов Понте Ротто и Палатинского моста. Это сооружение является не только памятником древнеримской инженерии, но и символом долговечности и прочности, продолжая служить Риму спустя более двух с половиной тысячелетий.


Новое на сайте