Доннелла Медоуз, ученый-эколог и системный теоретик, в своем эссе «Танцы с системами» предложила наиболее практичный способ мышления о жизни, бизнесе, инвестициях и семье. Основная мысль заключается в том, что живые существа, организации и отношения функционируют как системы. Мы не можем полностью контролировать или «решать» их, но способны научиться эффективно взаимодействовать с ними. Как только человек начинает распознавать эти структуры, он уже не может их «развидеть». Медоуз подчеркивала, что эти практики проникают достаточно глубоко, чтобы использоваться во «всей жизни», а не только в профессиональном моделировании. При этом она с покорностью отмечала, что ее список из 14 правил, вероятно, неполон, так как она «все еще ученица в школе систем».

Природа систем вездесуща и управляет всем: от праздников и семейных сетей до логистики. Деревья и бизнесы схожи в своей зависимости от ресурсов: дерево умирает без воды и солнца, а бизнес рушится без притока капитала. Отношения также являются системами, которые увядают без вложений, например, без ответов на сообщения, если только целью не является «гостинг». Даже такая мелочь, как забытые подгузники, способна разрушить логистическую систему семьи. Цель состоит в том, чтобы обобщить «системную мудрость» и адаптироваться к неизбежному, а не пытаться установить тотальный контроль.
Ярким примером человека, постигшего искусство долголетия и непрерывного обучения, был Чарли Мангер. В профильном материале «О, снова быть бы 86-летним» описываются последние годы инвестора, который ушел из жизни в возрасте 99 лет. Секрет его старения с достоинством заключался в сохранении любопытства и связей с миром до самого конца. Даже в 98 лет Мангер оставался активным и делал ставки, идущие вразрез с рынком. За несколько недель до смерти он задавал другу Джейми Монтгомери сложный вопрос: «Применим ли закон Мура в эпоху искусственного интеллекта?», пытаясь понять, увидит ли ИИ такой же экспоненциальный рост, как вычислительные мощности.
Образ жизни Мангера отражал его приоритеты. Хотя он владел обширным поместьем в Монтесито с видом на Тихий океан, он предпочитал проводить время в своем скромном доме в Пасадене, где, как отмечается, не было кондиционера. В свои последние дни он продолжал торговать угольными акциями, поддерживал молодых инвесторов в недвижимость и участвовал в дебатах со своим «клубом завтраков». Несмотря на ужасный слух, он продолжал читать, спрашивать, учить и слушать. Его пасынок Хэл Бортуик констатировал: «До того самого дня, как он умер, этот разум работал». Ссылка на этот материал была предоставлена Нимой Шайегом.
В контексте современных экономических систем Мэтт Прюитт в статье «Парадокс прогресса», опубликованной в Noema, выдвигает важный тезис. Он утверждает, что стартапы Кремниевой долины больше не конкурируют ради обслуживания потребителей или создания инноваций. Вместо этого они соревнуются за то, чтобы стать монополистами или быть поглощенными уже существующими гигантами. Именно поэтому молодые компании оцениваются во «много раз больше», чем оправдывают их доходы или прибыль: инвесторы делают ставку на выгодный «выход» или финансовую консолидацию, а не на реальную рыночную эффективность.
Понимание систем распространяется и на нейробиологию, как показывает Иэн МакГилкрист в работе «Иэн МакГилкрист: Повторное зачарование мозга», опубликованной в The Beautiful Truth. Он аргументирует, что по мере роста обществ доверие снижается, что вызывает необходимость в дистанцировании и бюрократии. Это приводит к тому, что сложность жизни заменяется «грубыми механизмами контроля». Этот сдвиг в сторону упрощения и контроля становится заметен в искусстве, архитектуре, поэзии, музыке и общественной мысли.
МакГилкрист использует теорию полушарий для объяснения этого культурного феномена. Левое полушарие, управляющее правой рукой (хватание и удержание), движимо властью и поиском простых ответов. Правое полушарие, напротив, управляет сложной, богатой картиной мира. Доминирование левополушарного мышления в современном обществе ограничивает способность воспринимать многогранность систем, сводя их к примитивным структурам власти и контроля, что противоречит «системной мудрости», описанной Доннеллой Медоуз.

Изображение носит иллюстративный характер
Природа систем вездесуща и управляет всем: от праздников и семейных сетей до логистики. Деревья и бизнесы схожи в своей зависимости от ресурсов: дерево умирает без воды и солнца, а бизнес рушится без притока капитала. Отношения также являются системами, которые увядают без вложений, например, без ответов на сообщения, если только целью не является «гостинг». Даже такая мелочь, как забытые подгузники, способна разрушить логистическую систему семьи. Цель состоит в том, чтобы обобщить «системную мудрость» и адаптироваться к неизбежному, а не пытаться установить тотальный контроль.
Ярким примером человека, постигшего искусство долголетия и непрерывного обучения, был Чарли Мангер. В профильном материале «О, снова быть бы 86-летним» описываются последние годы инвестора, который ушел из жизни в возрасте 99 лет. Секрет его старения с достоинством заключался в сохранении любопытства и связей с миром до самого конца. Даже в 98 лет Мангер оставался активным и делал ставки, идущие вразрез с рынком. За несколько недель до смерти он задавал другу Джейми Монтгомери сложный вопрос: «Применим ли закон Мура в эпоху искусственного интеллекта?», пытаясь понять, увидит ли ИИ такой же экспоненциальный рост, как вычислительные мощности.
Образ жизни Мангера отражал его приоритеты. Хотя он владел обширным поместьем в Монтесито с видом на Тихий океан, он предпочитал проводить время в своем скромном доме в Пасадене, где, как отмечается, не было кондиционера. В свои последние дни он продолжал торговать угольными акциями, поддерживал молодых инвесторов в недвижимость и участвовал в дебатах со своим «клубом завтраков». Несмотря на ужасный слух, он продолжал читать, спрашивать, учить и слушать. Его пасынок Хэл Бортуик констатировал: «До того самого дня, как он умер, этот разум работал». Ссылка на этот материал была предоставлена Нимой Шайегом.
В контексте современных экономических систем Мэтт Прюитт в статье «Парадокс прогресса», опубликованной в Noema, выдвигает важный тезис. Он утверждает, что стартапы Кремниевой долины больше не конкурируют ради обслуживания потребителей или создания инноваций. Вместо этого они соревнуются за то, чтобы стать монополистами или быть поглощенными уже существующими гигантами. Именно поэтому молодые компании оцениваются во «много раз больше», чем оправдывают их доходы или прибыль: инвесторы делают ставку на выгодный «выход» или финансовую консолидацию, а не на реальную рыночную эффективность.
Понимание систем распространяется и на нейробиологию, как показывает Иэн МакГилкрист в работе «Иэн МакГилкрист: Повторное зачарование мозга», опубликованной в The Beautiful Truth. Он аргументирует, что по мере роста обществ доверие снижается, что вызывает необходимость в дистанцировании и бюрократии. Это приводит к тому, что сложность жизни заменяется «грубыми механизмами контроля». Этот сдвиг в сторону упрощения и контроля становится заметен в искусстве, архитектуре, поэзии, музыке и общественной мысли.
МакГилкрист использует теорию полушарий для объяснения этого культурного феномена. Левое полушарие, управляющее правой рукой (хватание и удержание), движимо властью и поиском простых ответов. Правое полушарие, напротив, управляет сложной, богатой картиной мира. Доминирование левополушарного мышления в современном обществе ограничивает способность воспринимать многогранность систем, сводя их к примитивным структурам власти и контроля, что противоречит «системной мудрости», описанной Доннеллой Медоуз.