Ssylka

Как материал, призванный спасти слонов, стал главной угрозой для планеты?

В 1863 году нью-йоркская газета объявила о награде в 10 000 долларов тому, кто найдет замену слоновой кости для изготовления бильярдных шаров. В то время игра в пул стремительно набирала популярность, что приводило к истощению популяций слонов: из одного бивня получалось всего четыре-пять качественных шаров. На призыв откликнулся 26-летний изобретатель Джон Уэсли Хайатт. Опираясь на ранние работы английского изобретателя Александра Паркса, Хайатт экспериментировал с синтетическим производным нитрата целлюлозы и использовал основы для фотопленки, чтобы имитировать внешний вид и свойства слоновой кости.
Как материал, призванный спасти слонов, стал главной угрозой для планеты?
Изображение носит иллюстративный характер

Созданный Хайаттом материал, целлулоид, к 1870-м годам стал основой для производства широкого спектра товаров: от расчесок и клавиш для пианино до имитаций изделий из панциря черепахи и коралла. Рекламные слоганы утверждали, что новый материал «спасает слонов». Однако у этого универсального и легко формуемого вещества был серьезный недостаток — оно было чрезвычайно горючим и нестабильным. Существуют рассказы о гребнях, вспыхивавших от щипцов для завивки, и о бильярдных шарах, которые при столкновении трескались с «хлопком, подобным выстрелу».

Переломным моментом в истории пластика стала Вторая мировая война. Он превратился из нишевого продукта в незаменимый материал для военных нужд. Нейлон использовался для парашютов, плексиглас — для окон самолетов, а полиэтилен — для изоляции радаров. Этот масштабный рост производства и инноваций перенесся и в мирное время, сделав пластик основой послевоенной потребительской культуры.

В середине XX века пластмассы стали центральным элементом в упаковке, моде и производстве товаров для дома, ускорив формирование культуры удобства и одноразового использования. К 1950-м годам началась «эпоха одноразового образа жизни», где удобство позиционировалось как роскошь для среднего класса. Рекламные кампании 1950-х и 60-х годов превозносили «одноразовые» тарелки и стаканчики.

Когда проблема загрязнения стала очевидной, промышленные коалиции вложили миллионы в рекламные кампании, чтобы переложить ответственность с корпораций на потребителей. Основной посыл заключался в том, что проблему можно решить, если люди будут более усердно заниматься переработкой. Однако, как отмечает Мелисса Валлиант, директор по коммуникациям организации Beyond Plastics, внутренние документы индустрии еще в 1970-х годах показывали, что компании знали о невозможности решить проблему отходов только за счет переработки.

«Документы раскрыли эту правду, но компании беспокоились и беспокоятся о своих карманах. И именно поэтому мы находимся здесь, в 2025 году, с масштабным кризисом пластикового загрязнения», — говорит Валлиант. С 1950 года производство пластика выросло более чем в 200 раз, и, по прогнозам, к 2060 году оно почти утроится, превысив миллиард тонн в год. Исследователи подсчитали, что на планете скопилось более 8 миллиардов тонн пластика.

Пластиковые отходы обнаружены повсюду: от вершины Эвереста до самой глубокой океанской впадины. Микропластик присутствует в океанах, почве, пище и даже в кровотоке человека. Фрагменты, известные как нанопластик, проникают в живые организмы на клеточном уровне.

Истинная цена этого удобства огромна. Ежегодно пластик наносит ущерб здоровью людей по всему миру на сумму не менее 1,5 триллиона долларов. Известно, что в пластмассах используется или непреднамеренно присутствует более 16 000 химических веществ. Эти химикаты связывают с раком, повреждением нервной системы, гормональными сбоями, проблемами с фертильностью, а также с повышенным риском сердечного приступа, инсульта и преждевременной смерти.

Микро- и нанопластик был обнаружен даже у новорожденных. Мелисса Валлиант отмечает: «По сути, люди теперь рождаются уже загрязненными». Одно из исследований предполагает, что в среднем мозг человека содержит столько же микропластика по массе, сколько пластиковая ложка. Неравное бремя этого загрязнения ложится на афроамериканские и малообеспеченные общины, живущие рядом с заводами по производству пластмасс, что выражается в более высоких медицинских счетах и хронических заболеваниях. При этом парадокс заключается в том, что за сбор, транспортировку, переработку, захоронение и сжигание пластиковых отходов платят налогоплательщики, а не компании-производители.

Несмотря на масштабы кризиса, существуют основания для надежды. Правительства по всему миру начинают ограничивать использование одноразового пластика, такого как пакеты, соломинки, пенопластовые контейнеры и гостиничные туалетные принадлежности, а также подают судебные иски против производителей. Мелисса Валлиант подчеркивает, что индивидуальный активизм может стать катализатором перемен. Организация Beyond Plastics предлагает руководства, помогающие ресторанам, химчисткам и программам, таким как «Meals on Wheels», отказаться от одноразовых пластмасс.

Научные инновации также предлагают решения. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, описывает новый вид пластика, изготовленный из бамбука. По прочности и долговечности он не уступает традиционным пластмассам, но при этом биоразлагается в почве в течение 50 дней и может быть переработан в замкнутом цикле. Комплексное решение проблемы заключается не в одном материале, а в коллективном переходе к системам повторного использования и пополнения, а также в инновациях, служащих интересам планеты.


Новое на сайте