В начале XX века доктор Дункан Макдугалл установил в своем кабинете уникальные промышленные весы, достаточно чувствительные, чтобы зафиксировать малейшие изменения веса человека. На них он разместил кровать с умирающим от туберкулеза пациентом. В момент, когда человек испустил последний вздох, стрелка весов резко качнулась. Потеря веса составила три четверти унции, что эквивалентно 21 грамму. Макдугалл пришел к выводу, что ему удалось взвесить материальный вес человеческой души, покидающей тело.

Человеком, стоявшим за этим экспериментом, был не мистик или спиритуалист, а врач с репутацией, которую газета _Haverhill Evening Gazette_ охарактеризовала как «твердолобый и практичный». Дункан Макдугалл родился в Глазго в 1866 году, в возрасте двадцати лет переехал в США и до своей смерти в 1920 году в возрасте 54 лет считался, по словам _The New York Times_, «авторитетным врачом». Писательница Мэри Роуч, автор книги «Призрак: Наука берется за загробную жизнь», отметила: «Он не похож на какого-то чудака, читающего карты таро или мистика».
Макдугалл стремился к научной строгости. Он учитывал и пытался исключить другие возможные причины потери веса. Испарение пота, по его расчетам, происходило со скоростью «одна шестидесятая унции в минуту». Он взвешивал себя, делая максимально глубокие вдохи и выдохи, и не обнаружил никакого влияния на показания весов. Потенциальная потеря биологических жидкостей также была принята во внимание.
Несмотря на эти усилия, эксперимент был полон недостатков. Выборка оказалась крайне мала — всего шесть пациентов. Результаты были противоречивы и не воспроизводились последовательно. Один из пациентов умер, пока Макдугалл еще настраивал оборудование. Сам исследователь жаловался на «значительное вмешательство со стороны людей, выступавших против нашей работы», которое он описал как «трения со стороны должностных лиц учреждения».
Свои выводы Макдугалл опубликовал в 1907 году в «Журнале Американского общества психических исследований» под заголовком «Гипотеза о субстанции души вместе с экспериментальными доказательствами существования такой субстанции». Новость немедленно подхватила пресса. _The New York Times_ вышла с материалом «Душа имеет вес, считает врач». Реакция общества разделилась: работа нашла поддержку в основном у «религиозно настроенных людей», в то время как научное сообщество подвергло ее резкой критике за малую выборку и методологические изъяны.
Сам Макдугалл признавал ограниченность своих выводов. «Я прекрасно понимаю, что эти несколько экспериментов не доказывают сути дела, так же как несколько ласточек не делают лета», — писал он. Позже журнал опубликовал дополнение к его статье, чтобы позволить ученому разъяснить свою работу, которая, по заявлению редакции, была «неправильно понята и искажена» газетами.
Идея не отпускала Макдугалла. Примерно в 1911 году, вдохновившись работами доктора У. Дж. Килнера, медицинского электрика, известного своими исследованиями человеческой ауры, он предпринял попытку сфотографировать душу с помощью рентгеновских лучей. _The New York Times_ снова отреагировала статьей под названием «Фотографируя душу». Макдугалл утверждал, что на снимках душа проявляется как «свет, напоминающий свет межзвездного эфира».
Теория о весе души спровоцировала и другие исследования. Профессор Твининг попытался опровергнуть ее, взвешивая умирающих мышей, о чем написала газета _The Los Angeles Herald_ в статье «Теория веса души теперь опровергнута». В 1930-х годах Р. А. Уоттерс, наблюдая за умирающими животными в герметичной камере, сообщил о появлении облака пара в момент смерти, которое он счел «нематериальным телом». В 2001 году физик Льюис Холландер пытался измерить потерю веса у умирающих овец, а в 2005 году врач Джерард Наум предложил эксперимент по обнаружению ускользающей души с помощью электромагнитных детекторов, который так и не был проведен.
Хотя наука отвергла эксперимент Макдугалла, его наследие оказалось бессмертным в популярной культуре. В 2003 году вышел триллер «21 грамм», исследующий темы смерти и утраты. В романе Дэна Брауна «Утраченный символ» один из персонажей воспроизводит этот опыт. Даже в одной из серий манги «One Piece» ученый предполагает, что душа весит 21 грамм, хотя позже эта теория опровергается в рамках сюжета.
Причина такой устойчивости идеи кроется в том, что она пытается дать конкретный, измеримый ответ на один из самых глубоких вопросов человечества: «Являемся ли мы чем-то большим, чем просто тело?». Брюс Худ, профессор психологии развития в Бристольском университете, отмечает, что большинство людей интуитивно ощущают свое сознание, свое «я», как нечто отдельное от мозга.
Эта вера питает интерес к подобным теориям. «Людям нужно глубокое и трансцендентное», — говорит профессор Худ, объясняя потребность человека в поиске смысла. Писательница Мэри Роуч считает, что вера в душу, которая продолжает существовать после смерти, в конечном счете коренится в надежде и вере.
Льюис Холландер, проводивший эксперименты с овцами, выразил это чувство так: «Я думаю, что, возможно, мы все связаны с чем-то большим, чем мы сами». Эксперимент с 21 граммом остается захватывающей историей, потому что человечество все еще ищет ответ на фундаментальный вопрос доктора Макдугалла о том, что, если что-то вообще, продолжается после смерти.

Изображение носит иллюстративный характер
Человеком, стоявшим за этим экспериментом, был не мистик или спиритуалист, а врач с репутацией, которую газета _Haverhill Evening Gazette_ охарактеризовала как «твердолобый и практичный». Дункан Макдугалл родился в Глазго в 1866 году, в возрасте двадцати лет переехал в США и до своей смерти в 1920 году в возрасте 54 лет считался, по словам _The New York Times_, «авторитетным врачом». Писательница Мэри Роуч, автор книги «Призрак: Наука берется за загробную жизнь», отметила: «Он не похож на какого-то чудака, читающего карты таро или мистика».
Макдугалл стремился к научной строгости. Он учитывал и пытался исключить другие возможные причины потери веса. Испарение пота, по его расчетам, происходило со скоростью «одна шестидесятая унции в минуту». Он взвешивал себя, делая максимально глубокие вдохи и выдохи, и не обнаружил никакого влияния на показания весов. Потенциальная потеря биологических жидкостей также была принята во внимание.
Несмотря на эти усилия, эксперимент был полон недостатков. Выборка оказалась крайне мала — всего шесть пациентов. Результаты были противоречивы и не воспроизводились последовательно. Один из пациентов умер, пока Макдугалл еще настраивал оборудование. Сам исследователь жаловался на «значительное вмешательство со стороны людей, выступавших против нашей работы», которое он описал как «трения со стороны должностных лиц учреждения».
Свои выводы Макдугалл опубликовал в 1907 году в «Журнале Американского общества психических исследований» под заголовком «Гипотеза о субстанции души вместе с экспериментальными доказательствами существования такой субстанции». Новость немедленно подхватила пресса. _The New York Times_ вышла с материалом «Душа имеет вес, считает врач». Реакция общества разделилась: работа нашла поддержку в основном у «религиозно настроенных людей», в то время как научное сообщество подвергло ее резкой критике за малую выборку и методологические изъяны.
Сам Макдугалл признавал ограниченность своих выводов. «Я прекрасно понимаю, что эти несколько экспериментов не доказывают сути дела, так же как несколько ласточек не делают лета», — писал он. Позже журнал опубликовал дополнение к его статье, чтобы позволить ученому разъяснить свою работу, которая, по заявлению редакции, была «неправильно понята и искажена» газетами.
Идея не отпускала Макдугалла. Примерно в 1911 году, вдохновившись работами доктора У. Дж. Килнера, медицинского электрика, известного своими исследованиями человеческой ауры, он предпринял попытку сфотографировать душу с помощью рентгеновских лучей. _The New York Times_ снова отреагировала статьей под названием «Фотографируя душу». Макдугалл утверждал, что на снимках душа проявляется как «свет, напоминающий свет межзвездного эфира».
Теория о весе души спровоцировала и другие исследования. Профессор Твининг попытался опровергнуть ее, взвешивая умирающих мышей, о чем написала газета _The Los Angeles Herald_ в статье «Теория веса души теперь опровергнута». В 1930-х годах Р. А. Уоттерс, наблюдая за умирающими животными в герметичной камере, сообщил о появлении облака пара в момент смерти, которое он счел «нематериальным телом». В 2001 году физик Льюис Холландер пытался измерить потерю веса у умирающих овец, а в 2005 году врач Джерард Наум предложил эксперимент по обнаружению ускользающей души с помощью электромагнитных детекторов, который так и не был проведен.
Хотя наука отвергла эксперимент Макдугалла, его наследие оказалось бессмертным в популярной культуре. В 2003 году вышел триллер «21 грамм», исследующий темы смерти и утраты. В романе Дэна Брауна «Утраченный символ» один из персонажей воспроизводит этот опыт. Даже в одной из серий манги «One Piece» ученый предполагает, что душа весит 21 грамм, хотя позже эта теория опровергается в рамках сюжета.
Причина такой устойчивости идеи кроется в том, что она пытается дать конкретный, измеримый ответ на один из самых глубоких вопросов человечества: «Являемся ли мы чем-то большим, чем просто тело?». Брюс Худ, профессор психологии развития в Бристольском университете, отмечает, что большинство людей интуитивно ощущают свое сознание, свое «я», как нечто отдельное от мозга.
Эта вера питает интерес к подобным теориям. «Людям нужно глубокое и трансцендентное», — говорит профессор Худ, объясняя потребность человека в поиске смысла. Писательница Мэри Роуч считает, что вера в душу, которая продолжает существовать после смерти, в конечном счете коренится в надежде и вере.
Льюис Холландер, проводивший эксперименты с овцами, выразил это чувство так: «Я думаю, что, возможно, мы все связаны с чем-то большим, чем мы сами». Эксперимент с 21 граммом остается захватывающей историей, потому что человечество все еще ищет ответ на фундаментальный вопрос доктора Макдугалла о том, что, если что-то вообще, продолжается после смерти.