Нейробиолог М. Каталина «Кэт» Камачо из Вашингтонского университета в Сент-Луисе исследует, как мозг маленьких детей учится обрабатывать эмоции и как это развитие связано с психическим здоровьем. Её работа во многом обусловлена личным опытом: будучи студенткой колледжа в первом поколении, она осознала, что её собственная мать в детстве боролась с депрессией. Момент прозрения, определивший её карьеру, наступил после окончания учебы, когда она, работая в исследовательской лаборатории, с помощью нейровизуализации наблюдала видимые ежемесячные изменения в мозге младенцев.
Первые восемь лет жизни — это период колоссального роста мозга, который закладывает фундамент для будущего психического здоровья. В первые два года жизни мозг ребенка увеличивается в размере примерно вдвое, а к восьми годам достигает размеров мозга взрослого человека. Несмотря на исключительную важность этого этапа, он остается наименее изученным в нейробиологии. Понимание нейродевелопментальных сигналов и жизненного опыта в этот период может стать ключом к прогнозированию и предотвращению таких состояний, как тревожность и депрессия.
Особое внимание уделяется дошкольному возрасту, когда происходит активный социальный рост. В это время формируются ключевые навыки, являющиеся предикторами будущего психического благополучия: способность называть свои чувства, понимать эмоции других и адекватно выражать собственные. Гипотеза Камачо заключается в том, что в раннем детстве существуют специфические «нейродевелопментальные сигналы», которые, если их правильно интерпретировать, могут дополнить поведенческие наблюдения и помочь выявить детей из группы риска.
Традиционные методы исследования в социальной нейробиологии часто упрощают эксперименты для контроля переменных, но при этом теряется сама суть изучаемых социальных взаимодействий. Камачо стремится изучать «реальный жизненный опыт детей», перенося исследования из лаборатории в домашнюю обстановку и создавая в лабораториях более естественные и сложные условия для наблюдений.
Основным препятствием для изучения детского мозга является использование магнитно-резонансной томографии (МРТ). Аппараты МРТ дороги в приобретении и обслуживании, что концентрирует их в крупных университетах и больницах. Это географически ограничивает круг участников, исключая детей из сельских или менее обеспеченных районов.
Процедура МРТ может быть пугающей для маленьких детей, особенно для тех, кто уже страдает от тревожности. Трехлетнему ребенку сложно оставаться неподвижным в шумном и замкнутом пространстве аппарата. Это создает парадокс отбора, который Камачо формулирует так: «Дети, которые интересуют меня больше всего, — это те, кто в итоге не попадает в мои исследования». Личностные особенности напрямую влияют на то, кто сможет успешно пройти сканирование, искажая результаты исследований.
Лаборатория Камачо внедряет более доступную и дружелюбную для детей технологию — диффузную оптическую томографию. Ребенок надевает небольшую шапочку, которая просвечивает кожу головы светом и измеряет изменения кровотока на поверхности коры головного мозга. Процедура не вызывает страха, так как не требует помещения в большой аппарат; ребенок может просто сидеть и смотреть мультфильм.
Эта технология, по мнению Камачо, «полностью изменит правила игры», особенно в изучении детей из групп высокого риска или с уже проявленными симптомами в возрасте до восьми лет. Конечная цель — включить всех детей в исследования нейровизуализации, чтобы получить полную и неискаженную картину развития мозга. Камачо с оптимизмом смотрит на прорывы, которые ожидают нейробиологию в ближайшие 10 лет благодаря новому поколению ученых и технологий.
Первые восемь лет жизни — это период колоссального роста мозга, который закладывает фундамент для будущего психического здоровья. В первые два года жизни мозг ребенка увеличивается в размере примерно вдвое, а к восьми годам достигает размеров мозга взрослого человека. Несмотря на исключительную важность этого этапа, он остается наименее изученным в нейробиологии. Понимание нейродевелопментальных сигналов и жизненного опыта в этот период может стать ключом к прогнозированию и предотвращению таких состояний, как тревожность и депрессия.
Особое внимание уделяется дошкольному возрасту, когда происходит активный социальный рост. В это время формируются ключевые навыки, являющиеся предикторами будущего психического благополучия: способность называть свои чувства, понимать эмоции других и адекватно выражать собственные. Гипотеза Камачо заключается в том, что в раннем детстве существуют специфические «нейродевелопментальные сигналы», которые, если их правильно интерпретировать, могут дополнить поведенческие наблюдения и помочь выявить детей из группы риска.
Традиционные методы исследования в социальной нейробиологии часто упрощают эксперименты для контроля переменных, но при этом теряется сама суть изучаемых социальных взаимодействий. Камачо стремится изучать «реальный жизненный опыт детей», перенося исследования из лаборатории в домашнюю обстановку и создавая в лабораториях более естественные и сложные условия для наблюдений.
Основным препятствием для изучения детского мозга является использование магнитно-резонансной томографии (МРТ). Аппараты МРТ дороги в приобретении и обслуживании, что концентрирует их в крупных университетах и больницах. Это географически ограничивает круг участников, исключая детей из сельских или менее обеспеченных районов.
Процедура МРТ может быть пугающей для маленьких детей, особенно для тех, кто уже страдает от тревожности. Трехлетнему ребенку сложно оставаться неподвижным в шумном и замкнутом пространстве аппарата. Это создает парадокс отбора, который Камачо формулирует так: «Дети, которые интересуют меня больше всего, — это те, кто в итоге не попадает в мои исследования». Личностные особенности напрямую влияют на то, кто сможет успешно пройти сканирование, искажая результаты исследований.
Лаборатория Камачо внедряет более доступную и дружелюбную для детей технологию — диффузную оптическую томографию. Ребенок надевает небольшую шапочку, которая просвечивает кожу головы светом и измеряет изменения кровотока на поверхности коры головного мозга. Процедура не вызывает страха, так как не требует помещения в большой аппарат; ребенок может просто сидеть и смотреть мультфильм.
Эта технология, по мнению Камачо, «полностью изменит правила игры», особенно в изучении детей из групп высокого риска или с уже проявленными симптомами в возрасте до восьми лет. Конечная цель — включить всех детей в исследования нейровизуализации, чтобы получить полную и неискаженную картину развития мозга. Камачо с оптимизмом смотрит на прорывы, которые ожидают нейробиологию в ближайшие 10 лет благодаря новому поколению ученых и технологий.